На борту затонувшего в VII-VIII веках судна нашли остатки жуков-вредителей и тараканьи оотеки

Это новый результат исследования корабля «Мааган Михаэль Б»

На обломках корабля «Мааган Михаэль Б», затонувшего у берегов современного Израиля в VII–VIII веках нашей эры, исследователи обнаружили 20 остатков насекомых. Среди них оказались остатки жуков-вредителей, мух и тараканьи оотеки. По мнение ученых, на торговое судно они попали вместе с продовольствием, древесиной, а также из-за антисанитарии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В 2005 году примерно в 70 метрах от побережья Израиля (в 35 километрах от города Хайфа) обнаружили затонувший корабль, получивший название «Мааган Михаэль Б». На глубине около трех метров исследователи нашли хорошо сохранившийся корпус торгового судна, на котором перевозили большое количество груза в амфорах. По оценкам ученых, первоначальная длина корпуса корабля составляла 23 метра.

Радиоуглеродный анализ и типология керамических изделий позволили датировать кораблекрушение концом VII — началом VIII века нашей эры, то есть ранним исламским периодом. Помимо керамических изделий и остатков самого судна, подводные археологи обнаружили деревянные изделия, монеты, остатки пищи и кости животных, а также 870 осколков стекла.

Леонид Фридман (Ariel-Leib-Leonid Friedman) из Тель-Авивского университета совместно с коллегой исследовал обломки судна, обнаруженные на месте кораблекрушения «Мааган Михаэль Б». В общей сложности на деревянных деталях этого корабля, покрытых смесью из сосновой смолы и арундо тростникового (Arundo donax), им удалось найти 20 остатков насекомых, относящихся к шести видам. По мнению ученых, они угодили в клеевую ловушку в течение нескольких дней после того, как детали корабля просмолили. Исследователи также предположили, где это судно было построено. Судя по древесине грецкого ореха (Juglans regia) и пихты (Abies), это произошло, возможно, на севере Анатолии и/или на побережье Черного моря.

Собранные образцы насекомых ученые исследовали с помощью цифрового микроскопа. Среди них оказались остатки четырех жуков: златки ямчатокрылой (Chrysobothris), мавританской козявки (Tenebroides mauritanicus), заболонника (Scolytus) и листоеда Chrysolina blanchei. Другими находками стали 11 оотек, отложенных черными тараканами (Blatta orientalis), а также отпечаток крыла черного или американского таракана (Periplaneta americana). Оставшиеся образцы оказались остатками мух (Acalyptratae).

По данным ученых, проведенная работа представляет собой первое детальное исследование остатков насекомых, обнаруженных на месте кораблекрушения VII–VIII веков. Поскольку некоторые из остатков нашли рядом с предполагаемым камбузом, исследователи предположили, что они попали на корабль вместе с запасами продовольствия. Это, в частности, касается мавританской козявки — известного вредителя, встречающегося на кораблях, хлебозаводах и зернохранилищах. Травяной листоед также мог попасть на корабль вместе с продуктами питания, благовониями, чаем или приправами. Заболонник же, относящийся к подсемейству жуков-короедов, по-видимому, попал на корабль вместе с древесиной.

Остатки мух позволили исследователям предположить, что на борту судна предсказуемо были плохие санитарно-гигиенические условия. Тараканы, по всей видимости, отражают антисанитарию на верфи

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях затонувшего корабля «Мааган Михэль Б». Так, недавно ученые изучили содержимое трех амфор и обнаружили в них многочисленные остатки мелкой рыбы. А несколько раньше сообщалось об обнаружении на месте кораблекрушения стеклобоя для вторичной переработки.

На месте антикитерского кораблекрушения обнаружили мраморную голову Геракла