Он отправился ко дну в конце VII — начале VIII века
Палеозоологи исследовали содержимое трех амфор, найденных при обследовании корабля «Мааган Михаэль Б», который в конце VII — начале VIII века затонул у берегов современного Израиля. Внутри сосудов они нашли многочисленные остатки мелкой рыбы. По мнению ученых, пресноводную рыбу поймали в Тивериадском озере, после чего засолили и доставили на побережье Средиземного моря. Откуда она, смешанная с морской, отправилась на корабле на продажу или в качестве провианта для его команды. Об этом сообщается в статье, опубликованной в European Journal of Archaeology.
Люди питались рыбой с глубокой древности. Более того, на сегодняшний день это древнейший известный продукт, который человек приготовил на огне, свидетельства чему возрастом около 780 тысяч лет нашли в Израиле. Применительно к более поздним эпохам известны и примеры того, как рыбу заготавливали впрок. Например, в Ростовской области нашли сосуды середины VI тысячелетия до нашей эры, которые использовались для хранения мяса и икры осетровых рыб. А в Новосибирской области известны ямы-хранилища VII тысячелетия до нашей эры, предназначенные для закваски рыбы.
В разных регионах Древнего мира рыба также была важным продуктом питания. Из письменных источников и археологических данных известно, что египтяне, финикийцы, греки, римляне и другие народы Средиземноморья засаливали или ферментировали ее, чтобы сохранить в пригодном для употребления в пищу виде. По всей видимости, самым известным продуктом, получаемым таким способом, был гарум. Засоленную и ферментированную рыбу не только готовили для себя, но и продавали. Об этом, в частности, свидетельствуют находки, сделанные во время исследования затонувших кораблей.
В 2005 году примерно в 70 метрах от побережья Израиля (в 35 километрах от Хайфы) обнаружили затонувший корабль, получивший название «Мааган Михаэль Б». На глубине трех метров исследователи нашли хорошо сохранившийся корпус торгового судна, первоначальная длина которого составляла 23 метра. Радиоуглеродный анализ и типология керамики позволили датировать находку концом VII — началом VIII века нашей эры, то есть ранним исламским периодом. Среди артефактов, найденных при обследовании корабля, подводные археологи обнаружили богатую коллекцию керамических сосудов, включая амфоры.
Сиерра Хардинг (Sierrra Harding) из Хайфского университета совместно с коллегами из Бельгии и Израиля заинтересовалась содержимым трех амфор (MMB 3159.1–3, MMB 3199 и MMB 3319), найденных в носовой части этого корабля и содержащих остатки мелкой рыбы. Все три сосуда представляли собой амфоры типа LR5 (LR — Late Roman) красно-коричневого цвета, высота которых достигала 35 сантиметров. По данным исследователей, подобные амфоры производились в районе Нила в середине VII — начале IX века, что и подтвердил петрографический анализ.
В амфорах ММВ 3199 и 3159.1–3 палеозоологи обнаружили остатки рыб пяти семейств: цихловые (Cichlidae), карповые (Cyprinidae), кефалевые (Mugilidae), каменные окуни (Serranidae) и ставридовые (Carangidae). Судя по минимальному количеству особей, в этих амфорах преобладали цихловые (71,8 процента в MMM 3199 и 53,5 процента в MMB 3159.1–3), затем следовали кефалевые. Из-за крошечных размеров остатков определить конкретные виды рыб оказалось сложной задачей и удалось это сделать лишь в некоторых случаях. Так, удалось идентифицировать голубую тиляпию (Oreochromis aureus), галилейскую тиляпию (Sarotherodun galilaeus), Carasobarbus canis и некоторые другие, причем все рыбы были небольшой длины. Среди немногочисленных остатков рыбы из третьей амфоры (MMB 3319) ученые нашли кости карповых из рода Labeo, которые не водятся в южном Леванте, а известны в Египте и в других северо-восточных регионах Африки.
Ученые отметили, что во всех сосудах большинство идентифицированных видов оказались пресноводными. Похоже, в амфорах ММВ 3199 и 3159.1–3 первоначально содержался консервированный рыбный продукт, состоявший как из пресноводных, так и из морских видов. В то же время содержимое амфоры MMB 3319 менее понятно — возможно, оно рассеялось в воде после крушения корабля.
По мнению исследователей, вероятнее всего, что пресноводную рыбу поймали в Тивериадском озере (Галилейское море), в то время как морскую — в Средиземном море. Однако засаливали или ферментировали ее в разных местах. Ученые предложили следующую гипотезу, которая может объяснить, почему в одних и тех же амфорах есть пресноводная и морская рыба. Возможно, пойманную в Тивериадском озере рыбу засаливали и доставляли в больших чанах или амфорах в торговый центр, расположенный на побережье Средиземного моря. Затем ее перекладывали в более мелкие амфоры (LR5), в которых все еще содержались остатки, например, гарума. Последние могли намеренно не удаляться из амфор, дабы ускорить брожение при дальнейшей транспортировке. При этом трудно установить, предназначалась ли рыба с корабля «Мааган Михаэль Б» для продажи или для питания экипажа.
Ранее на N + 1 рассказывали о новых исследованиях известного антикитерского кораблекрушения. Так, подводные археологи, переместив каменные глыбы, обнаружили мраморное основание статуи, фрагменты корабля, два человеческих зуба и мраморную голову, которая, видимо, представляет собой недостающую часть ранее найденной скульптуры Геракла.
Осколки стекла, обнаруженные на месте кораблекрушения средневекового торгового судна «Maʻagan Mikhael B», оказались стеклянным ломом для вторичной переработки. Типологические особенности находок, поднятых подводными археологами у израильского побережья Средиземного моря, характерны для изделий стекольных мастерских Леванта и Египта. Их продукция была важным элементом морской торговли Византии и Омейядского халифата в VII–VIII веках. Радиоуглеродная датировка сопутствующей органики помогла определить время несостоявшегося путешествия. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.