Анализ керамики середины VI тысячелетия до нашей эры, обнаруженной на ранненеолитическом поселении Ракушечный Яр, показал, что местные жители изготавливали сосуды в основном для хранения мяса и икры осетровых рыб, которых добывали в сезон миграции. Археологи не нашли никаких следов скотоводства, а большие фаунистические скопления костей принадлежали диким животным. Основными объектами промысла местных охотников оказались благородные олени и европейские косули. Статья опубликована в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Многослойное поселение Ракушечный Яр, расположенное в районе станицы Раздорская на территории Ростовской области, представляет собой один из древнейших памятников этого региона эпохи раннего неолита. Поселение было открыто еще в 1956 году руководителем местного школьного археологического кружка, однако исследования продолжаются и в настоящее время. Калиброванные радиоуглеродные датировки, проведенные в 2008 году, позволили выяснить, что нижние культурные слои относятся к периоду между 6590 и 5760 годами до нашей эры. Хотя существуют некоторые свидетельства и более ранних этапов заселения этого участка.
Материалы, обнаруженные на памятнике, позволили выделить отдельную ракушечноярскую археологическую культуру. На ранних стадиях заселения хозяйство местных жителей основывалось на собирательстве, охоте и рыболовстве, на что указывают большие скопления раковин, костей диких животных и рыб. Одной из особенностей этой культуры оказались грузила своеобразной формы, предназначавшиеся для рыболовных сетей. Высокого уровня развития в Ракушечном Яре достигла техника изготовления орудий труда, керамики, а также украшений.
Манон Бондетти (Manon Bondetti) из Университета Йорка совместно с учеными из России, Великобритании, Германии, Испании и Швеции провела исследование органических останков на 120 образцах керамики эпохи раннего неолита (около середины VI тысячелетия до нашей эры), обнаруженных на поселении Ракушечный Яр. Археологи отметили, что появление керамики в Европе связано с двумя различными традициями: популяций охотников-собирателей начала VI тысячелетия до нашей эры на востоке и ранних земледельческих общин конца VII тысячелетия до нашей эры на юго-западе.
Керамические сосуды, извлеченные из самых ранних культурных слоев Ракушечного Яра, отличаются разнообразием по форме, объему и технологии изготовления. Ученые выделили тринадцать разных сосудов, составляющих полный набор кухонной утвари, включающий тарелки, горшки и миски. Керамика, как правило, имеет плоское дно и в основном не украшена. По всей видимости, гончарная традиция у местных жителей с самого начала была на высоком уровне, то есть, скорее всего, технология была перенята у других культур.
Хорошо сохранившийся фаунистический комплекс свидетельствует о натуральном хозяйстве, основанном главным образом на охоте и рыболовстве. Обнаруженные кости млекопитающих принадлежали в основном благородным оленям (Cervus elaphus) и европейским косулям (Capreolus capreolus). Объектами водного промысла служили карповые (Cyprinidae), обыкновенные сомы (Silurus glanis), осетровые (Acipenseridae), а также некоторые виды моллюсков.
Результаты исследований показали, что на ранней стадии развития поселения Ракушечный Яр керамика использовалась в основном для хранения пойманной рыбы, причем многие из сосудов имеют молекулярные и изотопные характеристики, соответствующие мигрирующим рыбам, таким как осетр, что дополнительно подтверждается обнаруженными костными останками.
Осетр, который может вырастать до нескольких сотен килограмм, вероятно, представлял собой важный и ценный источник пищи для доисторических популяций. Богатое белком мясо и икру можно было хранить и потреблять в более холодное время, когда ресурсы оставались скудными. Ученые также отметили большое скопление моллюсков — живородки речной (Viviparus diluvianus) и обыкновенной перловицы (Unio).
Археологи не нашли на стоянке никаких следов одомашненных животных, равно как и не обнаружили следов молочной продукции на сосудах. Они заключили, что местные жители полагались на интенсивный вылов сезонно мигрирующих рыб, а большое количество керамики было необходимо для хранения излишков.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях неолитических культур в Европе. Так, анализ копролитов раскрыл диету собак из неолитического свайного поселения Сертея II, располагавшегося на территории современной Смоленской области, а в Финляндии в торфянике обнаружили искусно изготовленную более четырех тысяч лет назад деревянную фигурку, изображающую ползущую или плывущую змею.
Михаил Подрезов
Он датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры
Северо-Западная археологическая экспедиция Эрмитажа, ведущая раскопки на неолитическом свайном поселении Сертея-II, обнаружила необычный артефакт. В слое, относящемся к V–IV тысячелетиям до нашей эры, исследователи нашли древко дротика для копьеметалки, изготовленное в виде змеи с открытым ртом, в который первоначально вставлялся наконечник. Как сообщается в паблике Государственного Эрмитажа во вконтакте, подобных предметов на памятниках каменного века в нашей стране раньше не находили. По-видимому, в древности оружие потеряли во время охоты или оставили на берегу в качестве ритуального подношения.