Медведи почесались о деревья ради отпугивания клещей

Эксперименты показали, что клещи боятся запаха древесной смолы

Бурые медведи трутся о деревья, чтобы отпугнуть паразитов запахом смолы. Эксперименты показали, что паразитирующие на этих хищниках клещи боятся запаха скипидара и букового дегтя. Таким образом, как следует потеревшись о ствол, медведь обеспечит себя защитой от клещей и избавится от тех из них, что уже поселились на его теле. Кроме того, почесывания о деревья позволяют избавиться от линяющей шерсти и оставить метки для сородичей. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Journal of Zoology.

Некоторые животные умеют лечиться с помощью растений. Например, обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (P. paniscus) выводят гельминтов, проглатывая листья с шероховатой поверхностью, а самцы дроф (Otis tarda) в брачный период борются с паразитическими грибками, простейшими и нематодами, поедая ядовитые травы. Похожее поведение описано даже у насекомых. Так, гусеницы бабочек Grammia incorrupta, зараженные паразитическими личинками ежемух (Tachinidae), избавляются от них за счет того, что едят растения с высокой концентрацией алкалоидов.

Команда зоологов под руководством Агнешки Сергиэл (Agnieszka Sergiel) из Института охраны природы Польской академии наук обнаружила еще один пример того, как животные борются с паразитами с помощью растений. Исследователей заинтересовала привычка бурых медведей (Ursus arctos) тереться спиной о стволы деревьев. Согласно традиционному объяснению, так эти хищники вычесывают линяющую шерсть и оставляют запаховые метки для общения с сородичами. Однако Сергиэл и ее соавторы предположили, что существует и дополнительная причина, заставляющая медведей тереться о деревья. Дело в том, что при повреждении коры многие деревья выделяют смолу, резкий запах которой неприятен для эктопаразитов. Возможно, медведи трутся о древесные стволы, чтобы пропитаться запахом смолы и защитить себя от клещей и кровососущих насекомых.

В пользу данной идеи говорит тот факт, что медведи предпочитают тереться о стволы хвойных деревьев, которые выделяют более пахучую смолу, чем лиственные. Кроме того, иногда эти хищники чешутся о другие резко пахнущие объекты, например, пропитанные креозотом опоры линий электропередач. А еще медведи чаще трутся о деревья в период года, когда клещи особенно активны. Тем не менее, оставалось неясным, действительно ли живущие на медведях паразиты боятся запаха смолы. Чтобы разобраться в этом вопросе, Сергиэл и ее соавторы поймали 113 взрослых луговых клещей (Dermacentor reticulatus) (этот вид часто паразитирует на медведях) и провели с ними ряд экспериментов в лаборатории.

В ходе тестов голодных клещей сажали в среднюю часть пробирки, на концах которой располагались кусочки фильтровальной бумаги, пропитанные дистиллированной водой, скипидаром или буковым дегтем. После этого исследователи в течение трех минут наблюдали, в какую сторону отправятся подопытные особи. Оказалось, что клещам действительно не нравится запах скипидара. Они никогда не заходили на пропитанную этим веществом бумагу и старались не приближаться к ней ближе, чем на несколько сантиметров. Для сравнения, клещи часто посещали конец пробирки с пропитанной водой бумагой. Бумага, пропитанная буковым дегтем, клещам тоже не понравилась. Хотя они иногда контактировали с ней, это происходило реже, чем в случае с бумагой, пропитанной водой. При этом особи, которые пытались исследователь сторону пробирки со скипидаром или дегтем, посещали ее всего один или, редко, два раза.

Дополнительный анализ показал, что клещи, почуявшие запах скипидара или дегтя, в основном старались переместиться ближе к концу пробирки с пропитанной водой бумагой. В то же время их сородичи, которые находились в пробирке, где пропитанная водой бумага лежала на обоих концах, оставались в ее средней части.

Результаты исследования подтверждают, что паразитирующие на бурых медведях луговые клещи действительно не переносят запаха древесной смолы, особенно, хвойных деревьев. Скорее всего, эти выводы верны и для других видов клещей. Таким образом, если медведь потрется о древесный ствол и пропитается запахом смолы, он обеспечит себя эффективной защитой от клещей и сможет избавиться от тех из них, что уже поселились на нем. При этом чтобы действие репеллента продолжилось, хищнику нужно будет регулярно повторять процедуру.

Интересно, что это не первый пример самолечения растениями у бурых медведей. Ранее зоологи установили, что в Северной Америке эти хищники используют для борьбы с кровососущими насекомыми ошу (Ligusticum porteri) — растение из семейства зонтичных. Для этого медведи разжевывают ее, а затем смазывают шерсть получившейся пастой.

От редактора

Результаты эксперимента не обязательно говорят о том, что клещи опасаются запаха скипидара и дегтя. Дело в том, что эти беспозвоночные предпочитают влажную среду. Возможно, во время тестов они перемещались в сторону пропитанной водой фильтровальной бумаги не потому, что их отпугивал запах скипидара или дегтя из противоположного конца пробирки, а потому что просто двигались по градиенту влажности. Авторы никак не упоминают о том, учли ли они эту возможность в экспериментах. Благодарим нашего читателя Ильи Артюшина, научного сотрудника кафедры зоологии позвоночных биофака МГУ, за указание на этот момент.

Большие панды (Ailuropoda melanoleuca) научились обмазываться свежим конским навозом, чтобы меньше мерзнуть в холодную погоду. Содержащиеся в помете кариофиллен и оксид кариофиллена ингибируют работу термочувствительных рецепторов, ответственных за восприятие холода.

Паучиха и севший на нее паук вместе притворились цветком