Дрофы поели мака и синяка ради выведения паразитов

Ранее ученые выяснили, что дрофы едят для этого жуков-нарывников

Самцы дроф занимаются самолечением с помощью ядовитых растений. Орнитологи выяснили, что в брачный период эти птицы в большом количестве поедают мак-самосейку и синяк подорожниковый, которые помогают им избавиться от паразитических простейших, нематод и грибков. До этого было установлено, что мужские особи дроф с той же целью поедают жуков нарывников. Как отмечается в статье для журнала Frontiers in Ecology and Evolution, в период размножения дрофам-самцам критически важно бороться с паразитами, поскольку их организм испытывает сильную нагрузку из-за брачных демонстраций. Кроме того, зараженные паразитами самцы меньше нравятся самкам.

Птицы, подобно людям, нередко борются с болезнями и паразитами с помощью подручных средств. Например, попугаи из амазонских джунглей едят глину, чтобы восполнить дефицит натрия; рыжие воробьи (Passer cinnamomeus) кладут в гнезда веточки полыни, которая отпугивает клещей; а мексиканские чечевицы (Carpodacus mexicanus) используют для этих целей сигаретные окурки. Самцы дроф (Otis tarda), крупных птиц, которые обитают на травянистых равнинах от Пиренейского полуострова до Китая, также практикуют самолечение. В брачный период они склевывают ядовитых жуков-нарывников (Meloidae), чтобы избавиться от болезнетворных бактерий и гельминтов и стать привлекательнее для самок.

Однако, возможно, дрофы лечатся не только нарывниками. Проведенные в Испании исследования показали, что в апреле, когда брачный период этих птиц достигает пика и происходит большинство спариваний, дрофы чаще обычного поедают два вида ядовитых растений — мак-самосейку (Papaver rhoeas) и синяк подорожниковый (Echium plantagineum). Команда орнитологов, которую возглавил Луис Батиста-Сопелана (Luis M. Bautista-Sopelana) из Музея естественной истории в Мадриде, предположила, что с помощью мака и синяка дрофы выводят из своего организма паразитов, которые способны снизить их репродуктивный успех, то есть используют эти растения так же, как и жуков-нарывников.

Чтобы проверить данную идею, Батиста-Сопелана и его коллеги сравнили, как много мака и синяка поедают самцы и самки дроф. Проанализировав помет этих птиц, исследователи пришли к выводу, что в брачный период доля мака в нем в пересчете на сухую массу у самцов составляет 24,9 процента, а у самок — 21,5 процента. Для синяка эти цифры составили 1,5 процента и 0,6 процента соответственно. Вне брачного периода (с ноября по январь и в июле) дрофы потребляют намного меньше мака и синяка, причем самцы и самки едят примерно одинаковые количества этих растений. Доля мака в сухом помете в это время составляет 7,3 процента у самцов и 6,7 процента у самок, а синяка — 0,9 процента и 0,1 процента соответственно.

Таким образом, дрофы-самцы поедают особенно много мака и синяка в брачный период, когда их организм уязвим перед паразитами из-за сокращения инвестиций в иммунную систему и сильных нагрузок, связанных с интенсивными демонстрациями (кроме того, зараженные паразитами самцы менее привлекательны для самок). Это согласуется с идеей, согласно которой птицы используют эти растения для самолечения. При этом самки в брачный период не тратят много сил на демонстрации и привлечение партнеров, поэтому меньше страдают от воздействия паразитов. Это позволяет им не так сильно беспокоиться о борьбе с ними.

Чтобы проверить, действительно ли мак и синяк помогают избавиться от паразитов, авторы изготовили их экстракты в разных растворителях и проверили, как они подействуют на трихомонад Trichomonas gallinae, нематод Meloidogyne javanica и плесневые грибы Aspergillus niger. Трихомонады T. gallinae оказались наиболее чувствительными к растительным экстрактам, причем мак подействовал на них сильнее синяка. Судя по всему, химические вещества, убивающие этих паразитов, содержатся в цветках и семенных коробочках мака и цветках и листьях синяка. Кроме того, авторы выяснили, что экстракт цветков мака и синяка убивает нематод M. javanica, а экстракт цветков синяка также замедляет рост мицелия A. niger.

Результаты анализа подтвердили, что цветки и семенные коробочки мака эффективны против простейших и нематод, а цветки и листья синяка — против простейших, нематод и грибков. Судя по всему, на паразитов отрицательно воздействуют содержащиеся в этих растениях жирные кислоты и алкалоиды. Таким образом дрофы, скорее всего, действительно способны лечиться с помощью растений. Впрочем, окончательно подтвердить эту идею можно лишь с помощью экспериментов с дрофами, однако, как подчеркивают авторы, эти птицы слишком редки для проведения подобных тестов.

Самолечением занимаются не только птицы, но и некоторые млекопитающие. Например, индийские афалины (Tursiops aduncus) регулярно трутся о кораллы и губки, чтобы справиться с инфекциями кожи. А обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) прикладывают к ранам насекомых.

Австралийские аборигены сфотографировали неуловимого сумчатого крота