Дельфины потерлись о кораллы и губки ради лечения кожи

Индийские афалины, которые живут на севере Красного моря, регулярно трутся о кораллы и губки. Ученые выяснили, что в составе слизи этих беспозвоночных содержатся биологически активные вещества, некоторые из которых негативно воздействуют на бактерии. Вероятно, контактируя с кораллами и губками, дельфины предотвращают и лечат кожные инфекции с помощью их выделений. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала iScience.

Дельфинам и китам нелегко ухаживать за собственной кожей, ведь их передние конечности превратились в ласты, а задние и вовсе исчезли. Однако представители по крайней мере нескольких видов этих морских млекопитающих научились справляться с данной проблемой. Например, косатки (Orcinus orca) и белухи (Delphinapterus leucas) регулярно трутся о песок и гравий на дне морей и речных эстуариев, счищая ороговевший слой кожи и, вероятно, избавляясь от кожных инфекций и эктопаразитов.

Индийские афалины (Tursiops aduncus) из популяции, обитающей в Красном море в окрестностях Хургады и Эль-Гуны (она состоит из примерно 360 особей и давно находится в центре внимания исследовательской команды Dolphin Watch), трутся о мягкие кораллы Sarcophyton, роговые кораллы Rumphella aggregata и губки Ircinia. Нередко они даже выстраиваются в очередь около скоплений роговых кораллов и губок. При этом разные виды беспозвоночных используются для обработки разных частей тела. Так, головой афалины трутся о губки, которые тверже кораллов. Похожее поведение демонстрируют дельфины, которые живут у побережья Флориды и Багамских островов.

Команда зоологов под руководством Гертруд Морлок (Gertrud Morlock) из Гисенского университета имени Юстуса Либиха предположила, что афалины, трущиеся о кораллы и губки, не просто очищают кожу, но и борются с кожными инфекциями. Дело в том, что многие кораллы, включая представителей рода Rumphella, производят слизь, содержащую антимикробные и цитотоксические соединения. Нанося эти выделения на кожу, дельфины могли бы обеспечивать себе защиту от бактерий и грибков. В пользу этой идеи говорит тот факт, что иногда афалины из Красного моря срывают веточки роговых кораллов и носят их во рту. Время от времени дельфины раскачивают такие веточки, что стимулирует выделение слизи, которая оседает на их головах в виде желтоватых и зеленоватых пятен.

Для проверки гипотезы Морлок и ее соавторы собрали образцы кораллов и губок, о которые трутся афалины из Красного моря. Они провели химический анализ слизи, выделяемой этими беспозвоночными, а также оценили ее антимикробный потенциал на примере бактерий Aliivibrio fischeri и Bacillus subtilis. Оказалось, что выделения всех трех родов содержат биологически активные метаболиты. В общей сложности ученые насчитали семнадцать соединений с антимикробными, антиоксидантными или гормоноподобными свойствами. При этом метаболиты роговых и мягких кораллов больше похожи друг на друга, чем на метаболиты губок.

Результаты исследования подтверждают, что индийские афалины используют выделения кораллов и губок для лечения. В первую очередь такое поведение помогает предотвращать и лечить бактериальные инфекции кожи, а также, возможно, поддерживает здоровье кожи другими способами. Авторы отмечают, что это первый пример самолечения китообразных с помощью вторичных метаболитов других видов. При этом предполагается, что дельфины могут использовать такие соединения в других целях. Например, австралийские афалины (T. a. australis) ловят рыб-иглобрюхов и играют с ними, возможно, ради их яда, который дает чувство онемения или даже одурманивающий эффект.

Ранее мы рассказывали о том, как амазонские дельфины (Inia geoffrensis) из боливийской реки поиграли с анакондой (Eunectes beniensis) на глазах у зоологов. Два взрослых самца синхронно плыли, подняв головы над водой, причем один держал змею за шею, а второй — за переднюю треть туловища. Время от времени они как будто демонстрировали рептилию дельфинам-подросткам, которые находились здесь же. При этом сама анаконда во время игры погибла.

Орхидных пчел назвали эффективным индикатором деградации амазонских тропиков