Для этого понадобились четыре месяца занятий с дирижером и самостоятельной отработки
Психологи из Финляндии проверили, как работает групповая музыкальная терапия у пациентов с расстройствами речи. Участники исследования практиковали групповое пение на очных занятиях, а дома отрабатывали задания с помощью приложения — и после четырех месяцев терапии у них улучшились коммуникативные навыки. Результаты эксперимента, в котором участвовали 54 пациента с хронической афазией, опубликованы в Brain Communications.
Афазия — это приобретенное расстройство речи, вызванное травмами мозга или заболеваниями. Чаще всего афазию провоцирует инсульт.
Исследователи пробуют различные методы восстановления речевых функций, чтобы помочь пациентам с афазией. Например, канадские ученые с помощью стимуляции мозга помогли пациентам после инсульта улучшить повторение запомненных слов. Другое направление, которое может оказаться эффективным, — это музыкальная терапия. Даже при тяжелой афазии люди иногда сохраняют способность произносить отдельные слова во время пения, поэтому индивидуальная терапия с использованием такого метода становится все более популярной. Но будет ли эффект от групповых занятий, пока неизвестно.
Чтобы это проверить, Сини-Туули Сипонкоски (Sini-Tuuli Siponkoski) вместе с коллегами из Университета Хельсинки пригласили 54 пациента в свой эксперимент на девять месяцев. Участников разбили на две группы: одна проходила курс терапии в первые 16 недель, а другая — в последние. В течение этого времени пациенты из обеих групп также проходили стандартный курс реабилитации: классическую речевую терапию, нейропсихологическую реабилитацию и физическую терапию.
Экспериментальная терапия состояла из групповых занятий один раз в неделю по полтора часа и домашних занятий три раза в неделю по полчаса. Занятия проводили дирижер хора и музыкальный терапевт: они показывали упражнения на дыхание и усиление интенсивности голоса, а затем переходили непосредственно к элементам хорового пения.
Для домашних занятий пациентам предложили приложение на планшете, которое включало в себя песни из репертуара групповых занятий. Приложение демонстрировало пение в трех вариантах: аудио, караоке (текст) и видео движений певца. Оно также записывало пение участника во время занятия и давало обратную связь.
В течение всего эксперимента исследователи оценивали коммуникативные способности участников, вербальные навыки, а также эмоциональную и физическую активность пациентов. А потом подсчитали, что у группы, которая проходила курс музыкальной терапии в первые 16 недель, за это время значительно улучшился индекс коммуникации (p = 0,004) и ответной речи (p = 0,003). Также у пациентов этой группы к середине эксперимента выросли показатели эмоциональной и физической активности. У второй группы, которая проходила терапию в последние 16 недель — а до того служила контролем для первой группы, — в начале эксперимента значимых улучшений не заметили.
Таким образом, авторы показали, что для восстановления речи у пациентов с афазией можно использовать не только индивидуальные сессии, но и занятия в группах с музыкальным терапевтом. Они также значительно улучшают эффективность терапии. Дальше, по мнению исследователей, будет важно научиться подбирать формат лечения под индивидуальные особенности пациентов.
Ранее мы рассказывали про другие виды терапии, связанные с музыкой. Так, совместные занятия музыкой помогли детям с расстройствами аутистического спектра улучшить социальное взаимодействие и двигательную активность. А чилийские нейробиологи выяснили, что обучение игре на музыкальных инструментах улучшает внимание и память у детей.
В проспективных клинических испытаниях
Ученые под руководством Кимфорд Мидор (Kimford Meador) из Стэнфордского университета провели клинические испытания и пришли к выводу, что прием современных противоэпилептических средств — ламотриджина и леветирацитама — во время беременности не влияет на вербальное развитие детей до шестилетнего возраста. В мультицентровых проспективных нерандомизированных испытаниях в рамках исследования MONEAD приняли участие 387 женщин и их дети. 298 матерей страдали эпилепсией, 78 процентов из них во время беременности принимали указанные препараты отдельно или в комбинации. Вербальные способности детей оценивали в среднем в возрасте 6,4 года. Результаты опубликованы в JAMA Neurology.