Это подтвердил анализ 297 древних и 16638 современных геномов
Палеогенетики уточнили происхождение скандинавских популяций, для чего исследовали 297 древних и 16638 современных геномов. Они подтвердили, что в эпоху викингов в Скандинавию шел поток генов с Британских островов, из восточной Балтии, а также из Южной Европы. Среди прочего, исследователи обнаружили, что генетические различия между современными северными и южными скандинавами, видимо, связаны с долей предков, относящихся к представителям уральских языков. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Cell.
Происхождение большинства современных европейцев связано всего с тремя предковыми популяциями. Это потомки западноевропейских охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита и мезолита; волны мигрантов, принесших в Европу около девяти тысяч лет назад производящее хозяйство из Анатолии. Третья группа связана с Евразийской степью — вероятно, со скотоводами ямной культуры (или генетически близким популяциям), мигрировавшим из Понтийско-Каспийской степи на запад в раннем бронзовом веке (около пяти тысяч лет назад).
Следы многих других миграций в Европу практически растворились, как это произошло, например, с мадьярами, оказавшимися на территории современной Венгрии в конце IX века нашей эры. При этом генетические отличия от основной массы европейцев у других носителей уральских языков (например, финнов или саамов) обнаруживаются и сегодня.
Одним из любопытных регионов для исследований выступает Скандинавия. Не в последнюю очередь это связано с эпохой викингов, когда скандинавы активно предпринимали военные, грабительские и торговые кампании, что, вероятно, должно было отразиться на их генофонде. В одном из недавних крупных исследований, проведенных под руководством датского палеогенетика Эске Виллерслева (Eske Willerslev), эти предположения подтвердились. Так, ученые обнаружили, что в эпоху викингов шел поток генов в Скандинавию со стороны Британских островов, южной Европы и Балтии. При этом сами скандинавы из Дании, Норвегии и Швеции уже достаточно заметно отличались друг от друга, несмотря на тесные культурные и экономические связи.
Андерс Гётерстрём (Anders Götherström) из Центра палеогенетики в Стокгольме совместно с учеными из десяти стран мира решил уточнить генетическую историю Скандинавии последних двух тысяч лет. Для этого они собрали данные по всему геному 297 людей, живших в I–XIX веках, 48 из которых ученые прочитали впервые. Среди них оказались, в частности, 12 человек, чьи останки нашли на шведском военном корабле «Крунан», затонувшем в Балтийском море в 1676 году. Кроме того, исследователи привлекли для анализа полногеномные данные по 16638 современным жителям Дании, Норвегии и Швеции.
Анализ главных компонент показал, что современные скандинавы, образующие общую кладу, хорошо отличаются от большинства западноевропейских и балтийских популяций. При этом они заметно отличаются и от людей, живших в этом регионе в 1–749 годах нашей эры, то есть до эпохи викингов. На графике эти геномы смещены в сторону местных неолитических и мезолитических охотников-собирателей.
Полученные результаты подтвердили прошлые выводы, что в эпоху викингов в Скандинавию шел поток генов с Британских островов (причем от населения, близкого к кельтскому), а также с востока и юга Европы. Нашлись и прямые подтверждения тому, что в это время мигранты оказывались в Скандинавии. Например, женщина из богатого захоронения эпохи викингов, раскопанного в одном из центральных районов Швеции, оказалась генетически близка к современным ирландцам.
Связи между двумя регионами существовали и в более ранние времена, на что указывают останки молодой девушки из Дании, жившей около 391–527 годов и происходившей с Британских островов. При этом в эпоху викингов и в Средние века, судя по генетическим данным, в Скандинавию мигрировали не только женщины, но и мужчины.
Исследователи обратили внимание, что генетическое разнообразие внутри современной Скандинавии отчетливо выражено по линии север — юг. Более пристальный анализ показал, что это, вероятно, связано с долей предков из числа людей, говорящих на языках уральской семьи. Эта закономерность хорошо прослеживается и в Норвегии, и в Швеции, причем в последней более отчетливо. Обратившись к древним геномам ученые заметили, что это характерно для региона, как минимум, с эпохи викингов.
Видимо, одним из следствий потока генов от носителей уральских языков стало распространение Y-хромосомной гаплогруппы N1a1 в скандинавских популяциях. Интересное наблюдение палеогенетики сделали, проанализировав ДНК погибших членов экипажа корабля «Крунан». Генетические профили четырех из 12 человек указали на то, что многие их предки принадлежали, видимо, к популяции носителей уральских языков. Более того, двое из них оказались носителями Y-хромосомной гаплогруппы N1a1. Это согласуется с историческими источниками, что часть экипажа происходила из северных регионов Швеции и Финляндии.
Осенью прошлого года мы рассказывали о том, что палеогенетики исследовали 460 геномов людей, живших в нескольких европейских регионах около 200–1300 годов. Эта работа позволила смоделировать происхождение современных англичан из трех предковых компонент: раннесредневековые континентальные северные европейцы, население Британии позднего железного века и население Франции железного века.
У него были два дополнительных моляра
Палеоантропологи описали зубы неандертальца по прозвищу Торин, которые археологи нашли во французском гроте Мандрен. Помимо того, что на зубах исследователи заметили износ, который, вероятно не связан с пережевыванием пищи, они отметили необычную особенность — у этого неандертальца было два сверхкомплектных моляра, чего раньше у архаичных людей не выявляли. Кроме того, ученые уточнили время, когда жил этот индивид. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution, вероятно, он умер около 44,5–42,3 тысячи лет назад.