Поток генов из разных уголков Европы изменил генофонд скандинавов эпохи викингов

Это подтвердил анализ 297 древних и 16638 современных геномов

Палеогенетики уточнили происхождение скандинавских популяций, для чего исследовали 297 древних и 16638 современных геномов. Они подтвердили, что в эпоху викингов в Скандинавию шел поток генов с Британских островов, из восточной Балтии, а также из Южной Европы. Среди прочего, исследователи обнаружили, что генетические различия между современными северными и южными скандинавами, видимо, связаны с долей предков, относящихся к представителям уральских языков. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Cell.

Происхождение большинства современных европейцев связано всего с тремя предковыми популяциями. Это потомки западноевропейских охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита и мезолита; волны мигрантов, принесших в Европу около девяти тысяч лет назад производящее хозяйство из Анатолии. Третья группа связана с Евразийской степью — вероятно, со скотоводами ямной культуры (или генетически близким популяциям), мигрировавшим из Понтийско-Каспийской степи на запад в раннем бронзовом веке (около пяти тысяч лет назад).

Следы многих других миграций в Европу практически растворились, как это произошло, например, с мадьярами, оказавшимися на территории современной Венгрии в конце IX века нашей эры. При этом генетические отличия от основной массы европейцев у других носителей уральских языков (например, финнов или саамов) обнаруживаются и сегодня.

Одним из любопытных регионов для исследований выступает Скандинавия. Не в последнюю очередь это связано с эпохой викингов, когда скандинавы активно предпринимали военные, грабительские и торговые кампании, что, вероятно, должно было отразиться на их генофонде. В одном из недавних крупных исследований, проведенных под руководством датского палеогенетика Эске Виллерслева (Eske Willerslev), эти предположения подтвердились. Так, ученые обнаружили, что в эпоху викингов шел поток генов в Скандинавию со стороны Британских островов, южной Европы и Балтии. При этом сами скандинавы из Дании, Норвегии и Швеции уже достаточно заметно отличались друг от друга, несмотря на тесные культурные и экономические связи.

Андерс Гётерстрём (Anders Götherström) из Центра палеогенетики в Стокгольме совместно с учеными из десяти стран мира решил уточнить генетическую историю Скандинавии последних двух тысяч лет. Для этого они собрали данные по всему геному 297 людей, живших в I–XIX веках, 48 из которых ученые прочитали впервые. Среди них оказались, в частности, 12 человек, чьи останки нашли на шведском военном корабле «Крунан», затонувшем в Балтийском море в 1676 году. Кроме того, исследователи привлекли для анализа полногеномные данные по 16638 современным жителям Дании, Норвегии и Швеции.

Анализ главных компонент показал, что современные скандинавы, образующие общую кладу, хорошо отличаются от большинства западноевропейских и балтийских популяций. При этом они заметно отличаются и от людей, живших в этом регионе в 1–749 годах нашей эры, то есть до эпохи викингов. На графике эти геномы смещены в сторону местных неолитических и мезолитических охотников-собирателей.

Полученные результаты подтвердили прошлые выводы, что в эпоху викингов в Скандинавию шел поток генов с Британских островов (причем от населения, близкого к кельтскому), а также с востока и юга Европы. Нашлись и прямые подтверждения тому, что в это время мигранты оказывались в Скандинавии. Например, женщина из богатого захоронения эпохи викингов, раскопанного в одном из центральных районов Швеции, оказалась генетически близка к современным ирландцам.

Связи между двумя регионами существовали и в более ранние времена, на что указывают останки молодой девушки из Дании, жившей около 391–527 годов и происходившей с Британских островов. При этом в эпоху викингов и в Средние века, судя по генетическим данным, в Скандинавию мигрировали не только женщины, но и мужчины.

Исследователи обратили внимание, что генетическое разнообразие внутри современной Скандинавии отчетливо выражено по линии север — юг. Более пристальный анализ показал, что это, вероятно, связано с долей предков из числа людей, говорящих на языках уральской семьи. Эта закономерность хорошо прослеживается и в Норвегии, и в Швеции, причем в последней более отчетливо. Обратившись к древним геномам ученые заметили, что это характерно для региона, как минимум, с эпохи викингов.

Видимо, одним из следствий потока генов от носителей уральских языков стало распространение Y-хромосомной гаплогруппы N1a1 в скандинавских популяциях. Интересное наблюдение палеогенетики сделали, проанализировав ДНК погибших членов экипажа корабля «Крунан». Генетические профили четырех из 12 человек указали на то, что многие их предки принадлежали, видимо, к популяции носителей уральских языков. Более того, двое из них оказались носителями Y-хромосомной гаплогруппы N1a1. Это согласуется с историческими источниками, что часть экипажа происходила из северных регионов Швеции и Финляндии.

Осенью прошлого года мы рассказывали о том, что палеогенетики исследовали 460 геномов людей, живших в нескольких европейских регионах около 200–1300 годов. Эта работа позволила смоделировать происхождение современных англичан из трех предковых компонент: раннесредневековые континентальные северные европейцы, население Британии позднего железного века и население Франции железного века.

Антропологи подтвердили подлинность головы египетской мумии из итальянского музея