ALMA нашла в двойной системе протозвезд горячие точки

Это говорит о важной роли ударных волн на ранних стадиях формирования звезд

Астрономы при помощи системы радиотелескопов ALMA обнаружили горячие точки в молодой двойной системе протозвезд IRAS 16293–2422. Предполагается, что пыль в них нагревается за счет излучения и ударных волн, что важно учитывать при других исследованиях очень молодых протозвезд. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Молодые звездные объекты класса 0/I представляют собой примеры самых ранних стадий формирования звезд, которые на этом этапе еще находятся внутри газопылевых оболочек и не рассеяли их своим излучением. Дисковые структуры вокруг объектов более старших классов хорошо изучены, так как их можно наблюдать напрямую, однако в случае классов 0 и I это гораздо труднее. Такие исследования важны, так как несут информацию о физических условиях внутри околозвездной оболочки и позволяют наложить ограничения на процессы протозвездной аккреции и формирования планет.

Группа астрономов во главе с Марией Хозе Морейрой (María José Maureira) из Института внеземной физики имени Макса Планка опубликовала результаты анализа данных наблюдений за системой IRAS 16293–2422 наземной системы радиотелескопов ALMA в 2017 году в миллиметровом диапазоне.

IRAS 16293–2422 ранее была признана одной из самых молодых двойных протозвезд и относится к классу 0. Она находится на расстоянии 460 световых лет от Солнца, две протозвезды, окруженные дисками, разделены проекционным расстоянием 54 астрономических единицы и удалены примерно на 700 астрономических единиц от одиночной протозвезды, вместе образуя иерархическую тройную систему.

Ученые обнаружили в системе три субструктуры, которые интерпретируются как локализованные горячие точки, где пыль нагрета до не менее, чем 122, 87 и 49 кельвинов. Предполагается, что точки возникают не только из-за нагрева пыли излучением звезд, а также за счет нагрева распространяющимися ударными волнами.

Исследования системы IRAS 16293–2422 продолжатся, однако теперь ясно, что нагрев вещества в протозвездах за счет ударных волн или аккреционной диссипации, играет важную роль на начальных этапах формирования звезд и должен учитываться при моделировании и определении свойств очень молодых протозвезд и околозвездных дисков.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп «Джеймс Уэбб» разглядел протозвезды в пылевых коконах в туманности Ориона и рассмотрел туманность-бабочку вокруг юной звезды.

Астрономы увидели рекордно малые внутренние колебания звезды