Ее возраст составляет около ста тысяч лет
Космический инфракрасный телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение туманности вокруг молодой протозвезды L1527, которая окружена протопланетным диском и активно растет. Сама туманность по форме похожа на бабочку и очень молода — ее возраст не превышает 100 тысяч лет, сообщается на сайте NASA.
Чтобы понять как сформировалась Солнце и наша планетная система, ученые ищут и исследуют очень молодые звезды на разных этапах своей эволюции — от еще формирующихся протозвезд до молодых звезд, окруженных дисками, где рождаются планеты. Исследование областей звездообразований и молодых звезд внутри них — одна из основных научных задач телескопа «Джеймс Уэбб», ведущего наблюдения в инфракрасном диапазоне. Он способен видеть процессы, идущие в плотных газопылевых облаках, и наблюдать облака холодного газа и даже экзопланеты.
Новой целью наблюдений для телескопа стала протозвезда в темном газопылевом облаке L1527, которое входит в Молекулярное облако Тельца и находится на расстоянии около 456 световых лет от Солнца. Это молодой звездный объект класса 0/I, который представляет собой наиболее раннюю стадию формирования звезды, когда околозвездная оболочка из газа и пыли еще не рассеялась, а протозвезда еще не вышла на главную последовательность и в ее ядре еще не протекают реакции синтеза с участием водорода. Возраст системы составляет всего около ста тысяч лет.
«Джеймс Уэбб» вел наблюдения за L1527 в ближнем инфракрасном диапазоне волн при помощи камеры NIRCam. Вокруг протозвезды наблюдается биполярная туманность, похожая на песочные часы или бабочку, которая сформирована из оттоков вещества от звезды, которые, в свою очередь, сталкиваются и взаимодействуют с веществом межзвездной среды. Внутри туманности заметны нити из молекулярного водорода.
Сама протозвезда находится в центре туманности за пылевыми облаками, продолжает свой рост за счет аккреции и окружена протопланетным диском, видимым с ребра. Масса протозвезды оценивается в 0,2-0,4 массы Солнца. Цвета на снимке искусственные и ответственны за толщину пылевых облаков — чем холоднее цвет, тем более тонкие слои пыли.
Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» разглядел одинокую зарождающуюся планетную систему.
Они могли бы выжить на небольшой глубине во льду или снегу, смешанном с пылью
Планетологи при помощи моделирования определили, что микробиологические формы жизни могли бы выжить во льду или снегу, смешанном с пылью, в отложениях вблизи поверхности Марса. Подобные обитаемые зоны могут залегать на глубине от нескольких сантиметров до нескольких метров в средних широтах, где лед или снег могут таять. Статья опубликована в журнале Сommunications Earth & Environment.