Обугленную скорлупу обнаружили на древней стоянке в Чехии
Чешские палеоботаники исследовали растительные остатки, обнаруженные на 12 мезолитических стоянках в заповеднике Чешский рай. На памятнике Малы-Фараон они нашли фрагмент обугленной скорлупы кедрового ореха, которая, по их мнению, свидетельствует о том, что древние охотники-собиратели употребляли в пищу семена сосны кедровой европейской. Находка датируется 8239–7876 годами до нашей эры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Vegetation History and Archaeobotany.
Кедровые орехи (а точнее семена кедровых сосен) представляют собой ценный объект промысла. В России еще в дореволюционные времена отмечали важное значение этих дикоросов для жизни населения некоторых регионов Сибири, для которого доход от продажи орехов составлял существенную часть бюджета. Чаще всего под кедровыми орехами понимаются семена сосны сибирской кедровой (Pinus sibirica), реже: сосны кедровой корейской (P. koreaiensis) или сосны стланиковой (P. pumila).
В других регионах мира известны и другие виды кедрового ореха, например, семена итальянской сосны (P. pinea), пакистанской сосны (P. gerardiana) или сосны кедровой европейской (P. cembra). Последняя сегодня произрастает на двух небольших ареалах: в Альпах и Карпатах. Вместе с тем выяснить, когда древние люди впервые начали употреблять в пищу кедровые орехи, сложно. Растительные остатки, в отличие от каменных и металлических орудий, а также костей животных, сохраняются гораздо хуже. Хотя отдельные находки все же известны, например, на Алтае во время раскопок пазырыкского могильника Юстыд-XII археологи обнаружили бусины из кедрового ореха, а также кедровые орехи, хранившиеся в кожаных мешочках.
Петр Покорны (Petr Pokorny) из Карлова университета совместно с чешскими коллегами исследовал растительные остатки, собранные во время раскопок мезолитических стоянок охотников-собирателей в заповеднике Чешский рай. Ученые сосредоточили свое внимание на материалах из 12 памятников, обнаруженных под скальными навесами и относящихся примерно к 9500–7900 годам до нашей эры. Кроме того, они провели палинологический анализ торфа из пяти болот этого региона.
Самой примечательной находкой, по мнению палеоботаников, оказался обугленный фрагмент скорлупы кедрового ореха (P. cembra), который, судя по результатам радиоуглеродного анализа, датируется 8239–7876 годами до нашей эры. Остатки этого ореха обнаружили среди материалов со стоянки Малы-Фараон вместе с многочисленными каменными сколами, обугленными костями животных и 824 макрофоссиями растений. Последние оказались в основном представлены скорлупой плодов лещины обыкновенной (Corylus avellana).
Результаты споро-пыльцевых анализов подтверждают, что в финале плейстоцена — в раннем голоцене сосна кедровая европейская произрастала на территории современной северной Чехии, где сегодня она не встречается. По мнению исследователей, благодаря съедобным семенам этот вид представлял важность не только для целого ряда птиц и грызунов, но и, возможно, для людей. Обнаруженная же скорлупа на мезолитической стоянке, похоже, свидетельствует о том, что скорлупу могли выбросить в костер как пищевые отходы. Ученые даже предположили, что охотники-собиратели эпохи мезолита могли воспринимать кедровые орехи как продукт элитного потребления.
Ранее на N + 1 рассказывали, что в Швейцарии отступивший альпийский ледник обнажил месторождение горного хрусталя и кварца, которое использовали мезолитические охотники-собиратели около 8000–7500 и 6000–5800 годов до нашей эры. Помимо многочисленных осколков и ретушированных орудий, археологи нашли здесь органические материалы: рога благородного оленя и косули, а также фрагменты древесины.
Польские археологи повторно исследовали скальное убежище, расположенное неподалеку от Кракова, которое впервые открыли еще в 1970-е годы. Оказалось, что большинство каменных орудий принадлежало охотникам-собирателям эпохи мезолита, которые приходили на стоянку более девяти тысяч лет назад. Кроме того, исследователи отметили, что на памятнике находились артефакты шести эпох — от среднего палеолита до современности. Результаты исследования опубликованы в журнале Quaternary International.