Астрономы отыскали двух экзогигантов вдали от своих звезд

Помимо них в системах есть и короткопериодные небольшие планеты

Астрономы представили результаты трехлетнего обзора Distant Giants Survey, в рамках которого велся поиск экзогигантов у солнцеподобных звезд, обладающих небольшими экзопланетами. Они отыскали две новых системы, в которых, помимо короткопериодной небольшой планеты существует планета-гигант на широкой орбите, что важно для проверок моделей формирования планетных систем. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Одним из основных направлений исследований в экзопланетологии является определение частоты появления у звезд планет разных типов. В настоящий момент чаще всего у звезд, подобных Солнцу, обнаруживаются планеты с размерами от Земли до Нептуна и орбитальным периодом менее года, а долгопериодические (более года) планеты-гиганты оказываются редкими находками. Теории, которые описывают механизмы возникновения планет обеих групп в одной системе, нуждаются в проверке, однако ученым не хватает наблюдательных данных за системами, которые содержат планеты разных типов и исследовались как методом радиальных скоростей, так и транзитным методом.

Группа астрономов во главе с Джудой Ван Зандт (Judah Van Zandt) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сообщила об открытии двух новых экзогигантов на широких орбитах вокруг своих звезд в рамках обзора Distant Giants Survey. Первоначально были отобраны 47 ярких солнцеподобных звезд северного неба, у которых космический телескоп TESS ранее обнаруживал кандидаты в транзитные экзопланеты с радиусами менее 10 радиусов Земли, затем они исследовались методом радиальных скоростей в течение трех лет при помощи спектрографа HIRES, установленном в наземной обсерватории Кека.

TOI-1694 обладает массой 0,84 массы Солнца, радиусом 0,82 радиуса Солнца и находится в 406 световых годах от нашей звезды. Вокруг звезды обращается горячий супернептун TOI-1694b, с радиусом 5,44 радиусов Земли, массой 26,1 масс Земли и орбитальным периодом 3,8 дня, а также экзогигант TOI-1694c. Его минимальная масса составляет 1,05 масс Юпитера, орбитальный период равен 389,2 дней, а эксцентриситет орбиты составляет 0,18.

TOI-1669 находится в 362 световых годах от Солнца и обладает массой, сравнимой с Солнцем, и радиусом 1,07 солнечных. Вокруг этого оранжевого карлика обращается холодный субюпитер TOI-1669b с минимальной массой 0,573 массы Юпитера и орбитальным периодом 502 дней. Эксцентриситет орбиты гиганта составляет 0,14. В системе также находится кандидат в субнептун, с орбитальным периодом 2,7 дней и радиусом 2,4 радиусов Земли.

Ранее мы рассказывали о том, как обсерватория «Джеймс Уэбб» рассмотрела суперюпитер на широкой орбите у бело-желтого карлика.

«Джеймс Уэбб» заметил нагрев стратосферы холодного коричневого карлика полярными сияниями