«Джеймс Уэбб» получил свое первое прямое изображение экзопланеты

Инфракрасная космическая обсерватория «Джеймс Уэбб» получила свое первое прямое изображение суперюпитера HIP 65426b, вращающегося вокруг бело-желтого карлика по широкой орбите. Снимок позволил уточнить параметры планеты и доказать высокую эффективность обсерватории при прямых наблюдениях за экзопланетами. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Получение прямых изображений экзопланет позволяет эффективно изучать популяцию экзопланет на расстоянии более 10 астрономических единиц от родительских звезд, в особенности их атмосферы. Однако это одна из наиболее сложных методик наблюдений, так как поток излучения от экзопланеты на много порядков меньше, чем от звезды, что ведет к необходимости использовать коронографы и специальные методы обработки данных. Наиболее интересными целями для наблюдений являются молодые планеты-гиганты, которые достаточно ярки и пригодны для проверок теорий их формирования.

Группа астрономов во главе с Сашей Хинкли (Sasha Hinkley) из Эксетерского университета опубликовала результаты прямых наблюдений инфракрасной обсерватории «Джеймс Уэбб» за суперюпитером HIP 65426b, проведенных в июле 2022 года при помощи камеры NIRCam (длины волн 2–5 микрометров) и инструмента MIRI (длины волн 11–16 микрометров).

HIP 65426b была открыта в 2017 году, экзопланета обращается вокруг звезды спектрального класса A2V на расстоянии 110 астрономических единиц. Система находится в 350 световых годах от Солнца и характеризуется возрастом всего 14 миллионов лет.

Результаты наблюдений показали, что возможности «Джеймса Уэбба» выше, чем считалось ранее. Телескоп способен наблюдать спутники звезд с массами около 0,3 массы Юпитера на расстояниях выше 100 астрономических единиц от родительской звезды и с массами ниже массы Сатурна на расстояниях выше 10 астрономических единиц от родительской звезды. В случае HIP 65426b экзопланета видна на всех снимках, полученных при помощи семи фильтров. Сравнение данных наблюдений с моделью планеты, обладающей атмосферой, позволили наложить на последнюю жесткие ограничения: эффективная температура HIP 65426b составляет 1667 кельвин, радиус — 1,4 радиуса Юпитера, масса — 7,1 массы Юпитера

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы получили первое прямое изображение планетной системы солнцеподобной звезды.

TESS впервые нашел пухлый супернептун в широкой двойной системе