К первому в Великобритании стаду диких зубров наконец присоединился бык

Его привезли из Германии на прошлой неделе

В Великобритании завершилось формирование первого в этой стране стада диких зубров. На прошлой неделе к трем взрослым самкам и теленку, которые поселились в заказнике Блин-Вудс в этом году, присоединился взрослый бык, привезенный из Германии, сообщает The Guardian. Сотрудники Фонда дикой природы графства Кент, которые отвечают за данный проект, надеются, что вскоре зубры начнут размножаться и превратят бывшую сосновую плантацию в настоящий лес.

Зубры (Bison bonasus), как и многие другие крупные травоядные, активно преобразуют ландшафт вокруг себя. Например, эти дикие быки протаптывают в лесах тропы и прореживают молодые деревья, объедая с них кору. А еще они любят купаться в грязи, оставляя после себя участки голой почвы. В результате их деятельности возникает сложная среда обитания, которая идеально подходит для многих растений и животных. Неудивительно, что ученые относят зубров к числу экосистемных инженеров.

Сотрудники Фонда дикой природы английского графства Кент решили использовать способности зубров, чтобы преобразовать заказник Блин-Вудс, который прежде был сосновой плантацией, в полноценный лес с разнообразной флорой и фауной и высокой способностью улавливать углерод. Согласно плану, обнародованному два с половиной года назад, в заказнике должно было появиться стадо из десяти этих животных.

Следует отметить, что зубры никогда не жили на Британских островах. Однако специалисты сочли, что выпуск этих травоядных не навредит местных экосистемам, поскольку они являются близкими родственниками и экологическими аналогами степных бизонов (B. priscus), которые обитали на архипелаге около шести тысяч лет назад, но были истреблены человеком.

Первые зубры прибыли в Блин-Вудс минувшим летом. Трех самок привезли сюда из сафари-парков Шотландии и Ирландии. А в сентябре у одной из них неожиданно родился детеныш женского пола. Никто этого не ожидал, поскольку беременность у зубрих трудно определить по внешним признакам — это адаптация, которая позволяет не привлекать к будущей матери и ее потомству внимание хищников. Мать теленка привезли из ирландского сафари-парка, так что он был зачат именно там.

Сначала взрослые самки и теленок жили на огороженном участке леса площадью около пяти гектаров — так специалистам было легче следить за их здоровьем и адаптацией к новым условиям. В ноябре доступную им территорию расширили до пятидесяти гектаров.

До конца октября стадо должно было пополниться самцом из Германии. Однако из-за сложностей с оформлением документов привезти его в заказник удалось только в прошлую пятницу, двадцать третьего декабря. Около трех часов бык не решался выйти из транспортного контейнера, в котором его доставили, возможно, из-за большой дозы успокоительного или проливного дождя. Однако в конце концов он заинтересовался самками и присоединился к группе. Некоторое время животные обнюхивали друг друга и кормились вместе, а затем ушли в лес. Специалисты надеются, что самки примут самца и начнут приносить от него телят, так что численность стада постепенно увеличится до десяти особей.

Будущим летом территорию, на которой могут перемещаться зубры из заказника Блин-Вудс, расширят до двухсот гектаров. Здесь эти травоядные будут жить независимо от людей. Сейчас сотрудники заказника постепенно отучают их от дополнительной подкормки, которую они получали в сафари-парках.

Ближайшие родственники зубров — североамериканские бизоны (B. bison). Эти травоядные также оказывают значительное влияние на экосистемы. Недавно ученые выяснили, что реинтродукция бизонов на участки прерий, где они когда-то жили, но были истреблены человеком, положительно сказывается на местной флоре. Анализ результатов эксперимента, который продолжался около тридцати лет, показал, что в присутствии бизонов видовое разнообразие растений в прериях и их устойчивость к засухе растут. Выпас домашнего скота обеспечивает похожий, но намного более слабый эффект.

Самки шимпанзе не перестали играть со своими детенышами в условиях нехватки пищи