Клад римских монет из Краснодарского края связали с нападением варваров

Его случайно нашли рядом с древней цитаделью

В частную коллекцию попал клад из 23 римских монет, найденный в 2018 году в Краснодарском крае. Ученые выяснили, что их отчеканили в первые десятилетия IV века нашей эры. Возможно, они принадлежали греку или римлянину, который в 327–328 годах спасался от сармато-аланских и германских племен, напавших на поселение. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Проблемы истории, филологии и культуры.

В России запрещено проводить полевые археологические исследования без специального разрешения — открытого листа. Более того, за использование технических средств поиска, например, металлоискателей, грозит даже более суровое наказание. Эти меры необходимы, поскольку любительские поиски чреваты безвозвратным уничтожением памятников и культурных слоев. Однако порой древние артефакты все же оказываются в частных руках, например, в прошлом году новосибирские ученые изучили меч скифской эпохи, обнаруженный в пункте приема металлолома.

Однако не во всех странах действуют подобные запреты. Так, любительская археология процветает в Дании, где значительная часть ценных находок относится к эпохе викингов (1, 2, 3). Занимаются поисками древностей и жители Великобритании. Например, в прошлом году стало известно, что британка Кэт Джайлс (Kath Giles) сумела найти на острове Мэн четвертый клад эпохи викингов за три года. А недавно фанат Индианы Джонса обнаружил в окрестностях Ипсуича клад из 748 золотых и серебряных монет I века нашей эры.

Михаилу Абрамзону (Mikhail Abramzon) из Института археологии РАН и Андрею Бабиецу (Andrey Babiets) из новороссийской компании «Региональный центр археологического наследия» передали на исследование клад римских монет, который хранится у частного лица. Эти древние артефакты в 2018 году случайно обнаружили недалеко от цитадели Ильичевского городища (Ильич-1) — укрепленного поселения античного и раннесредневекового времени, остатки которого находятся в Темрюкском районе Краснодарского края.

Найденный клад состоит из 23 монет, 19 из которых представляют собой фоллисы, отчеканенные между 309–310 и 317 годами. В основном это монеты Лициния I и Константина I. Кроме того, коллекция находок включает два антониниана и две литых бронзовых копии серебряных денариев. По словам исследователей, обнаруженная коллекция монет напоминает по своим пропорциям найденный в 1908 году Таракташский клад. Более того, владельцами обоих кладов, похоже, были римские или греческие торговцы или военные, а не боспоряне.

Ученые отметили, что еще в 1977 году на Ильичевском городище археологи нашли клад, спрятанный в 327–328 годах. То есть это второй клад IV века с этого памятника. По мнению исследователей, все эти монеты могли быть одновременно спрятаны или утеряны владельцами, когда в 327–328 годах на поселение напали сармато-аланские и германские племена.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, что российские археологи обнаружили клад в Фанагории. На этом древнем памятнике они нашли амфору, внутри которой лежали 80 медных статеров, спрятанных в VI веке нашей эры. Этот клад находился в слое пожара, уничтожившего город около 576 года.

Археологи обнаружили клад боспорских сестерциев