Кости и артефакты из датского торфа связали с древним жертвоприношением

Среди находок оказались человеческие останки и каменный топор

Датские археологи обнаружили на острове Зеландия возможные свидетельства древнего жертвоприношения. На месте бывшего болота они нашли человеческие останки, каменный топор, кости животных и керамику. По предварительным оценкам, находки относятся к эпохе неолита. Об этом сообщило издание Live Science.

В водно-болотных угодьях Северной Европы хранится множество древностей, которые находят как в рамках археологических исследований, так и случайно, например, во время добычи торфа. Благодаря консервирующим свойствам в торфе очень хорошо сохраняется органика. По этой причине до наших дней сохранились не только древние предметы из кожи и дерева, но и так называемые болотные люди — полностью или частично мумифицированные останки людей, живших сотни и даже тысячи лет назад (о двух таких мумиях можно прочитать в нашем материале «Хорошо сохранились»).

Возможно, некоторые из этих людей случайно погибли в болотах — на их телах нет следов насильственной смерти. Других же принесли в жертву или просто убили, причем иногда до наших дней сохранились даже орудия убийства. Например, мумию мужчины из Толлунда, жившего около 405–380 годов до нашей эры, обнаружили с веревкой-удавкой на шее. По-видимому, похожая смерть настигла и женщину из Эллинга, на шее которой ученые нашли след от кожаного шнура, обнаруженного неподалеку.

Датские археологи из музейной организации ROMU под руководством Эмиля Струве (Emil Struve) проводили охранно-спасательные раскопки, предваряющие строительство нового жилья у небольшого городка Стенлёсе, который находится на острове Зеландия. Под застройку попал участок сельскохозяйственных угодий, который когда-то представлял собой болото.

В слое торфа исследователи обнаружили останки древнего человека: кости обеих ног и таза, а также фрагмент нижней челюсти с зубами. Примерно в метре от них археологи нашли каменный топор, причем этим орудием, похоже, никогда не пользовались по назначению. Типологически этот артефакт датируется примерно 3600 годом до нашей эры. Кроме того, в 10–15 метрах от останков человека находились кости животных и керамика.

Хотя о раскопанном человеке известно пока немного, археологи полагают, что он жил в эпоху неолита. По мнению Струве, возможно, больше пяти тысяч лет назад его принесли в жертву. В дальнейшем исследование зубов и костей должно помочь установить пол и возраст этого человека.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании одной из самых известных болотных мумий — так называемого человека из Толлунда. В желудочно-кишечном тракте этого мужчины ученые обнаружили остатки пищи, съеденной больше двух тысяч лет назад. Оказалось, что за последние сутки своей жизни он отведал немного жирной рыбы и кашу из ячменя и семян льна с примесью сорняков и песка.

Ритуальные подношения из датских болот датировали 500 годом до нашей эры — 400 годом нашей эры