В свинцовом саркофаге из собора Парижской Богоматери обнаружили останки аристократа с распиленным черепом

Он жил в XIV веке

Французские ученые вскрыли два свинцовых саркофага, обнаруженных во время раскопок в соборе Парижской Богоматери. Внутри одного из них находились останки каноника Антуана де ла Порта, умершего в 1710 году. В другом — скелет всадника знатного происхождения, череп которого в детстве искусственно деформировали, а после смерти — распилили. По данным исследователей, он жил в XIV веке. Об этом сообщается на сайте Национального института превентивных археологических исследований Франции.

В центре французской столицы, на острове Сите, расположен собор Парижской Богоматери (он же — Нотр-Дам-де-Пари), строительство которого велось в 1163–1345 годах на месте галло-римского храма Юпитера и христианской базилики Святого Стефана. Храм представляет собой готическую пятинефную базилику с коротким трансептом, хором и венцом капелл. Фасады сооружения украшены скульптурами, в том числе сценами из жизни Богоматери и «Страшного суда». В XVII–XVIII веках интерьер и фасад собора были существенно перестроены. Во время реставрации, проходившей в середине XIX века, был сооружен 96-метровый дубовый шпиль, который украшали бронзовые статуи апостолов и евангелистов.

15 апреля 2019 года в соборе Парижской Богоматери вспыхнул пожар, борьба с которым заняла около 14 часов. Большая часть загоревшейся конструкции представляла собой деревянный каркас, сооруженный в XII–XIII веках из 1300 дубов. Очаг возгорания находился у основания шпиля, где в это время шли реставрационные работы, начавшиеся в 2018 году. По строительным лесам огонь быстро распространился на всю кровлю собора. В итоге шпиль обрушился, повредив своды здания.

С февраля по апрель нынешнего года ученые из Национального института превентивных археологических исследований Франции проводили в соборе раскопки, предварявшие монтаж строительных лесов, которые необходимы для реконструкции шпиля. Во время этих работ археологи обнаружили два свинцовых саркофага, которые были доставлены в Университетский больничный центр Тулузы для вскрытия.

Останки одного человека удалось идентифицировать благодаря эпитафии. Оказалось, что внутри свинцового саркофага покоился Антуан де ла Порт. Он умер 24 декабря 1710 года в 83-летнем возрасте. Это был богатый каноник, которые профинансировал часть работ по реконструкции собора. По словам ученых, до наших дней сохранились все его кости, а также волосы и борода.

Внутри второго саркофага, датированного XIV веком, исследователи обнаружили останки мужчины 25–40 лет. По мнению ученых, этот человек не служил в церкви. Это был всадник аристократического происхождения, голову которого в детском возрасте искусственно деформировали. Похоже, что после смерти его тело забальзамировали, что было редкой практикой для того времени. Видимо, в рамках этой процедуры череп мужчины распилили. В его гробу также находились многочисленные остатки растений. Похоже, на голове умершего располагался цветочный венок.

Ранее на N + 1 рассказывали, как археологи обнаружили во Франции древнейшую известную в Европе трехмерную карту. Артефакт возрастом около четырех тысяч лет нашли в кургане бронзового века, раскопанного в Бретани.

Еще кое-что

Когда и где впервые начали деформировать черепа — вопрос сложный. На сегодня древнейшим известным случаям около 10–12 тысяч лет, причем происходят они из разных уголков нашей планеты. Так, самые ранние свидетельства этого обычая, относящиеся к началу эпохи голоцена, ученые обнаружили у австралийских аборигенов в районе среднего течения реки Муррей, а также у представителей одной из культур докерамического неолита А из иракской пещеры Шанидар, известной благодаря многочисленным останкам неандертальцев. Кроме того, два искусственно деформированных черепа возрастом около 11–12 тысяч лет за последние несколько лет обнаружили на северо-востоке Китая, рядом с Харбином.

Этот факт полезен? Уверены, что да. Вот мы с Альфа-Банком и рассказали вам об этом

Реклама: ООО «ОМД Эвиденс», ИНН 7727306019.

В Польше нашли погребение «женщины-вампира» с серпом на шее и замком на ноге