Археологи нашли в соборе Парижской Богоматери свинцовый саркофаг в форме человека

Французские археологи, проводящие раскопки в соборе Парижской Богоматери, нашли несколько погребений, совершенных не позднее XVIII века. Среди них выделяется обнаруженный свинцовый саркофаг антропоморфной формы, который, вероятно, принадлежал высокопоставленному сановнику, умершему не позднее XIV века. Об этом сообщается в пресс-релизе Министерства культуры Франции.

В центре французской столицы, на острове Сите, расположен собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), строительство которого велось в 1163–1345 годах на месте галло-римского храма Юпитера и христианской базилики Святого Стефана. Храм представляет собой готическую пятинефную базилику с коротким трансептом, хором и венцом капелл. Фасады этого сооружения украшены скульптурами, в том числе сценами из жизни Богоматери и «Страшного суда». В XVII–XVIII веках интерьер и фасад собора были существенно перестроены. Во время реставрации, проходившей в середине XIX века, был сооружен 96-метровый дубовый шпиль, который украшали бронзовые статуи апостолов и евангелистов.

15 апреля 2019 года в соборе Парижской Богоматери вспыхнул пожар, борьба с которым заняла около 14 часов. Большая часть загоревшейся конструкции представляла собой деревянный каркас, сооруженный в XII–XIII веках из 1300 дубов. Очаг возгорания находился у основания шпиля, где в это время шли реставрационные работы, начавшиеся в 2018 году. По строительным лесам огонь быстро распространился на всю кровлю собора. В итоге шпиль обрушился, повредив своды здания.

Археологи из Национального института превентивных археологических исследований Франции со 2 февраля по 25 марта 2022 года проводят раскопки в соборе Парижской Богоматери, которые предваряют монтаж строительных лесов, необходимых для реконструкции шпиля. Исследователи сосредоточили свое внимание на центральной части храма, где трансепт пересекает основной неф.

Хотя некоторые работы на этом участке проводились еще в XIX веке, археологам удалось обнаружить ценные исторические находки. Ученые раскопали несколько захоронений, которые были совершены не позднее XVIII века. Среди них выделяется хорошо сохранившийся свинцовый саркофаг, изготовленный в антропоморфной форме. Археологи полагают, что он принадлежал высокопоставленному сановнику, умершему не позднее XIV века.

Ниже уровня храма исследователи обнаружили остатки средневековых ям, в которых находились фрагменты полихромных скульптур. По мнению исследователей, эти артефакты представляют собой остатки оригинальной алтарной преграды XIII века, которая отделяла алтарную часть храма от нефа. Часть подобных находок, обнаруженных ранее, в настоящее время выставлена в Лувре.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках эпохи Средневековья. Так, российские ученые выяснили, что элемент золотой подвески из Новгорода изготовили из римской мозаики. А британские исследователи обнаружили в некрополе для прокаженных останки неместных людей.

Сапиенсы пришли на северо-восток Казахстана примерно 51 тысячу лет назад