В Европе впервые обнаружили одного из предков дрожжей для лагера

Два штамма Saccharomyces eubayanus нашли в университетском кампусе в Дублине

Ирландские биологи впервые обнаружили в Европе дрожжи вида Saccharomyces eubayanus — одного из двух предков дрожжей S. pastorianus, используемых для производства лагера. Два штамма этих микроорганизмов ученые нашли в образцах почвы, отобранных на территории университетского кампуса в Дублине. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале FEMS Yeast Research.

История пивоварения уходит в глубокую древность. На сегодняшний день самые ранние свидетельства производства этого напитка известны из Леванта. Так, несколько лет назад археологи обнаружили в погребениях представителей натуфийской культуры, существовавшей в эпоху эпипалеолита, остатки ферментированных зерен возрастом около 11,7–13,7 тысячи лет. Тогда исследователи предположили, что натуфийцы могли варить пиво еще до одомашнивания злаковых растений. Вместе с тем широкое распространение этот напиток получил уже в культурах, занимавшихся сельским хозяйством.

До эпохи Средневековья пивоварение в основном было связано с пекарскими дрожжами (Saccharomyces cerevisiae). Они позволяют производить пиво верхового (теплого) брожения, то есть эль и некоторые другие сорта. Сегодня же большая часть этого напитка представляет собой лагер, то есть пиво низового (холодного) брожения. Для производства лагера используются дрожжи вида S. pastorianus, названные так в честь знаменитого французского химика и микробиолога Луи Пастера. Генетический анализ показал, что это гибридный вид, возникший в результате скрещивания S. cerevisiae и S. eubayanus. Дикие штаммы последнего ранее находили в Патагонских Андах, на Тибете, в Северной Америке и Новой Зеландии, но не в Европе.

Группа ученых из Университетского колледжа Дублина во главе с Джеральдин Батлер (Geraldine Butler) отобрала образцы почвы на территории университетского кампуса и обнаружила в них две изолированных популяции дрожжей. Чтобы определить, к какому конкретному виду относятся эти микроорганизмы, исследователи решили провести генетический анализ.

В результате этой работы ученые определили, что образцы представляют собой два штамма дрожжей S. eubayanus. Несмотря на тот факт, что их нашли всего лишь в 17 метрах друг от друга, на молекулярном уровне они заметно отличались. Далее исследователи решили построить филогенетическое дерево, чтобы понять, как связаны обнаруженные штаммы с другими изолятами этого вида. Оказалось, что обе ирландские популяции относятся к голарктической линии клады PB, к которым также принадлежат ранее обнаруженные изоляты из Северной Каролины и Тибета. Кроме того, фрагменты геномов двух основных групп S. pastorianus (Saaz и Frohberg) также относятся к этой линии.

Филогенетический анализ свидетельствует о том, что тибетские штаммы генетически ближе к лагерным дрожжам, нежели ирландские или американские. Вместе с тем ученые обнаружили, что дрожжи S. pastorianus, связаны происхождением со всеми тремя линиями. Так, доставшуюся от S. eubaynus часть генома можно смоделировать следующим образом: 37,69–42,28 процента — от ирландской популяции, 51,93–56,09 процента — от тибетской популяции, 5,78–6,21 процента — от популяции из Северной Каролины.

Ученые заключили, что дрожжи S. eubayanus эволюционировали в Патагонии, где они адаптировались к холодному и суровому климату. Однако затем они распространились по всему миру. Видимо, это произошло уже в эпоху голоцена. Кроме того, они полагают, что, видимо, ни один изолят дрожжей S. eubayanus не является прямым предком современных лагерных дрожжей. Это может говорить о многократной гибридизации. Хотя исследователи не исключили, что, возможно, более близкий штамм к S. pastorianus еще только предстоит обнаружить.

Ранее на N + 1 рассказывали, что американские и французские ученые обнаружили в пиве, ферментация которого происходит за счет микроорганизмов окружающей среды, неизвестный до этого вид дрожжей. Он получил название Pichia apotheca.

Еще кое-что

Во многих древних культурах пиво употребляли во время ритуалов. Так, в Эрмитаже хранятся древнейшие трубочки для питья пива, изготовленные из серебра и золота. Их нашли еще в 1897 году в Майкопском кургане, возведенном во второй половине IV тысячелетия до нашей эры, то есть за столетия до постройки знаменитой пирамиды Хуфу (Хеопса). Однако на протяжении долгих десятилетий ученые не понимали назначение этих артефактов, принимая их за скипетры, элементы балдахина или ритуальные предметы. Видимо, во время погребального ритуала трубочками пользовались для совместного употребления пива из общего сосуда.

Текста о науке стало больше благодаря поддержке Альфа-Банка

Реклама: ООО «ОМД Эвиденс», ИНН 7727306019.

Эквадорец воссоздал францисканское пиво XVI века