Археологи впервые обнаружили в Румынии палеолитическую Венеру

Ей около 20 тысяч лет

Археологи впервые обнаружили в Румынии палеолитическую Венеру. Антропоморфную каменную фигурку высотой почти десять сантиметров нашли на недавно открытом памятнике Пьятра-Нямц-1. Возраст артефакта составляет около 20 тысяч лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале L’Anthropologie.

Наряду с наскальной живописью Франко-кантабрийского региона, пожалуй, самыми узнаваемыми произведениями искусства древнекаменного века выступают палеолитические Венеры. Обычно они представляют собой небольшие фигурки, изготовленные из бивней или костей животных, мягких горных пород или глины, размером от 3 до 40 сантиметров, которые встречаются на памятниках от Пиренейского полуострова до Иркутской области.

Многие из палеолитических Венер изображают обнаженных женщин с ярко выраженными анатомическими особенностями — грудью, животом, бедрами, ягодицами и гениталиями, что подтолкнуло ряд исследователей трактовать эти находки как символы женственности и плодородия или же в качестве сексуальных объектов, созданных мужчинами. Однако стоит отметить, что среди современных ученых нет единого мнения о значении этих предметов. Древнейшей известной палеолитической Венере около 35–40 тысяч лет — ее нашли на юго-западе Германии в пещере Холе-Фельс.

Елена-Кристина Ницу (Elena-Cristina Nițu) из Музея эволюции человека и палеолитических технологий города Тырговиште совместно с коллегами из Румынии и США представила результаты исследования палеолитической Венеры, обнаруженной in situ в 2019 году во время раскопок памятника Пьятра-Нямц-1. Эту стоянку древнекаменного века открыли в 2018 в Восточных Карпатах. По данным исследователей, это первая палеолитическая Венера, найденная на территории Румынии.

По словам археологов, антропоморфную фигурку обнаружили в культурном слое рядом с очагом. Это важное наблюдение, поскольку в Восточной Европе Венер уже находили в таком же контексте. С другими женскими статуэтками из этого региона ее объединяет и наклоненная вперед голова. Микроскопический и химический анализы позволили подтвердить, что найденный артефакт древний, а не современная подделка. Судя по следам в области шеи, в эпоху палеолита эту фигурку подвешивали на веревочке.

Сама Венера представляет собой статуэтку высотой 9,9 сантиметра и шириной до 6,9 сантиметра. Ее максимальная толщина составляет 3,6 сантиметра, а диаметр головы достигает 3,3 сантиметра. В качестве материала для ее изготовления древний мастер использовал песчаник. Археологи отметили самые наглядные черты новой женской фигурки. Так, у нее отсутствуют черты лица, ступни и кисти рук, при этом очень сложная морфология головы. Грудь и ягодицы изображены плоскими, а форма живота не свидетельствует о том, что женщина беременна. Вульва изображена нормальных формы и размера. На шее, ногах и гениталиях исследователи заметили красный пигмент, который, судя по химическому анализу, представляет собой гематит.

Среди других находок, сделанных на этом памятнике, оказались фрагментированные остатки животных, например, диких лошадей (Equus), благородных (Cervus elaphus) или северных (Rangifer tarandus) оленей. Один диафиз длинной кости, возможно, принадлежал человеку. Также среди находок представлены раковины брюхоногих моллюсков и немногочисленные каменные артефакты, некоторые из которых подвергались нагреву.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании другой палеолитической Венеры — Виллендорфской. Ученые из Австрии и Германии выяснили, что ее изготовили из оолитового известняка, добытого в Северной Италии.