Известняк для Венеры Виллендорфской добыли в Северной Италии

Ученые из Австрии и Германии с помощью микрокомпьютерной томографии исследовали Венеру Виллендорфскую и выяснили, что она была изготовлена из оолитового известняка с включениями лимонитов и небольших остатков раковин моллюсков. Сравнив этот материал с геологическими образцами из разных уголков Европы, исследователи пришли к выводу, что порода для изготовления этого артефакта была добыта в Северной Италии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Культуры верхнепалеолитических охотников-собирателей характеризуются появлением примечательных статуэток женщин. В археологии их называют палеолитическими Венерами, самой древней из них оказалось около 35–40 тысяч лет. Это фигурки, изготовленные из бивней или костей животных, мягких горных пород или глины, размером от 3 до 40 сантиметров, которые встречаются на многих древних памятниках от Пиренейского полуострова до Иркутской области. Среди ученых нет единого мнения о значении этих предметов. Многие фигурки изображают обнаженных женщин с ярко выраженными анатомическими особенностями — грудью, животом, бедрами, ягодицами и гениталиями, что подтолкнуло ряд исследователей трактовать эти находки как символы женственности и плодородия или в качестве сексуальных объектов, созданных мужчинами.

Еще в 1908 году во время археологических раскопок, проходивших в Нижней Австрии, ученые обнаружили небольшую женскую статуэтку высотой 11 сантиметров, получившую название Венера Виллендорфская. Этот артефакт возрастом около 29500 лет был изготовлен из оолитового известняка и окрашен красной охрой. Он изображает тучную женскую фигуру с грудью, животом и бедрами большой округлой формы. На ее голове отчетливо виден вырезанный головной убор или заплетенные волосы, при этом черты лица полностью отсутствуют.

Герхард Вебер (Gerhard Weber) из Венского университета совместно с учеными из Австрии и Германии исследовал с помощью микрокомпьютерной томографии Венеру Виллендорфскую, чтобы выяснить происхождение сырья, из которого она сделана. Анализ полученных изображений с разрешением до 11,5 микрометра показал, что артефакт был изготовлен из известняка, состоящего преимущественно из ооидов, средний диаметр которых составляет около 0,253 миллиметра. Кроме того, ученые обнаружили в фигурке шесть лимонитов диаметром около 2,77 миллиметра и небольшие остатки раковин моллюсков.

Ученые сообщили, что на поверхности Венеры Виллендорфской присутствуют несколько полусферических ямок, в том числе пять крупных — в области декольте, на правом бедре, правом колене, левом бедре и на месте пупка. По мнению исследователей, они возникли из-за присутствия в породе лимонитов, которые выкрошились во время обработки.

Археологи отметили, что оолитовые известняки отсутствуют в Виллендорфе и его окрестностях. Они собрали информацию о залежах таких пород в континентальной Европе и получили образцы для сравнения от геологов из Франции, Швейцарии, Германии, Польши и Украины. Ученые пришли к выводу, что Венера Виллендорфская была сделана из оолита юрского периода, поэтому они исключили из анализа более поздние и ранние образцы. Сравнив текстуру этих минералов и содержание в них ископаемых остатков, они заключили, что известняк, похоже, был добыт возле современной деревни Сега-ди-Ала, которая расположена в Северной Италии. Другой потенциальный источник сырья может находиться в Восточной Украине.

По данным археологов, чтобы добыть этот известняк, древним людям необходимо было преодолеть около 730–930 километров пути. Поэтому, вероятнее, что Венера или сырье для ее изготовления оказались в Австрии в результате миграции охотников-собирателей, происходившей в течение нескольких лет или даже поколений. Возможно, это могло быть связано с климатическими изменениями, наблюдавшимися в конце теплой морской изотопной стадии 3, когда древние люди были вынуждены искать новые места проживания из-за изменения растительности и фауны.

Но не только миграции могли способствовать перемещению артефактов и сырья в глубокой древности. Так, археологи обнаружили, что в Восточной и Южной Африке уже 50 тысяч лет назад возникла сеть обмена бусинами из страусиных яиц. Кроме того, артефакты из Мезмайской пещеры указали на широкую сеть обмена, существовавшую на Кавказе в эпоху верхнего палеолита.

Палеозоологи разобрались в рыбном меню средневековых жителей Вроцлава