Поводом стали жалобы на расистские и стигматизирующие высказывания
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла решение использовать новый термин для заболевания, вызываемого вирусом оспы обезьян. Его английское название изменится с monkeypox на mpox, говорится в пресс-релизе организации.
Случаи заражения человека оспой обезьян, которую вызывает ортопоксвирус, родственный возбудителю натуральной оспы, регистрируют с 1970-х годов, тогда же болезнь получила это название. В мае 2022 года случаи заболевания выявили в Великобритании, после чего инфекция начала быстро распространяться по Европе, Северной Америке и далее по всему миру. По состоянию на 10 ноября ВОЗ сообщает о более чем 79 тысячах заболевших более чем в 120 странах мира, в основном в Демократической Республике Конго, Нигерии, Западной Европе и обеих Америках. Официально подтверждено 49 смертей. В России единственный случай выявили 12 июля — у петербуржца, незадолго до этого вернувшегося из европейской поездки.
После начала текущей вспышки заболевания ВОЗ начала получать сообщения о связанных с ним расистских и стигматизирующих высказываниях как в интернете, так и в офлайне. Ряд индивидуумов и государств в ходе частных и публичных встреч выразили озабоченность этим и предложили организации переименовать инфекцию.
В соответствии с процедурой обновления Международной классификации болезней (МКБ) и рекомендациями 2015 года по наименованию инфекционных заболеваний ВОЗ провела консультации с медицинскими, научными, терминологическими и статистическими комиссиями, экспертами, представителями 45 стран и широкой публикой, по материалам которых состоялись дебаты с участием генерального директора организации Тедроса Адханома Гебрейесуса.
В итоге ВОЗ по ускоренному механизму рекомендовала сменить английское название заболевания с monkeypox на mpox (по-русски «эмпокс», чему в буквальном переводе соответствует «ооспа» или «обоспа» от «обезьянья оспа»). Этот термин станет предпочтительным, в течение годичного переходного периода оба названия будут использоваться равноправно. Новый термин будет включен в онлайновую версию МКБ-10 в течение нескольких дней и войдет в официальный выпуск МКБ-11 2023 года. Поисковые выдачи по запросу «monkeypox» в МКБ сохранятся, чтобы обеспечить доступ к исторической информации.
При разработке рекомендаций учитывали логические обоснования, научную правомерность, масштабы текущего использования, произносимость, звучание на разных языках, отсутствие географических или зоологических отсылок и легкость поиска имеющейся научной информации. Новое название рекомендуется использовать во всех языках, при необходимости дополнительные переименования будут обсуждаться с соответствующими государственными органами и научными сообществами. ВОЗ заявила о намерении использовать термин mpox в общении и рабочих документах и призвала весь мир следовать ее примеру.
В августе 2022 года, прислушавшись к мнению международной экспертной группы, ВОЗ переименовала две клады вируса оспы обезьян. Центральноафриканская, или клада бассейна Конго, стала кладой I; западноафриканская — кладой II, которая, в свою очередь, подразделена на субклады IIa и IIb. С последней связана текущая вспышка заболевания.
В октябре 2022 года Министерство здравоохранения Российской Федерации зарегистрировало первый отечественный противооспенный препарат «НИОХ-14».
Эксперимент проводили на здоровых добровольцах
Роберт Вагнер (Robert Wagner) из Тюбингенского университета с коллегами из Германии, Дании и США провел клинические испытания и выяснил, что каррагинан — распространенная желирующая пищевая добавка (E407) — может нарушать чувствительность тканей к инсулину и повышать проницаемость кишечника у людей с избыточной массой тела. В рандомизированных двойных слепых перекрестных испытаниях приняли участие 20 здоровых мужчин (возраст 27,4 ± 4,3 года; индекс массы тела 24,5 ± 2,5 килограмма на метр в квадрате). Все они в течение двух недель принимали 250 миллиграмм каррагинана или плацебо утром и вечером, в другие две недели — наоборот. В течение этих периодов у них регулярно брали анализы на метаболические и воспалительные биомаркеры, а также оценивали проницаемость кишечника, состав кишечной микробиоты и уровень воспаления в мозге по данным МРТ. Статья опубликована в BMC Medicine.