NASA не нашло подходящих астероидов для уже построенных зондов «Янус»

Запуск отложен на неопределенный срок

NASA отложило реализацию проекта «Янус» по отправке двух малых исследовательских зондов к двойным астероидам на неопределенный срок. Причиной такого решения стало отсутствие подходящих астероидов, которых зонды смогут достичь, стартовав с Земли в октябре 2023 года, сообщается на сайте NASA.

Проект «Янус» был одобрен NASA для реализации в рамках программы SIMPLEx (Small Innovative Missions for Planetary Exploration) в 2020 году. Его задачей стало изучение двойных астероидов с пролетной траектории при помощи двух одинаковых малых космических аппаратов. Масса каждого аппарата составляет 36 килограмм, они оснащены двигательной установкой, солнечными батареями и оптической и инфракрасной камерами.

В качестве целей для зондов были выбраны околоземные двойные астероиды (35107) 1991 VH и (175706) 1996 FG3, которые содержат тела размерами от нескольких сотен метров до почти 2 километров. Предполагалось, что в космос зонды отправятся вместе с межпланетной станцией Psyche в 2022 году, в марте 2026 года посетят систему 1991 VH, а в апреле того же года — 1996 FG3.

Однако из-за неполадок полетного программного обеспечения запуск Psyche сначала был отложен, а затем перенесен на октябрь 2023 года. Это привело к срыву исходной научной программы «Януса» — теперь аппараты уже не могут достичь выбранных астероидов. NASA планировало выбрать другие целевые системы, однако теперь заявило, что зонды, которые уже собраны, не смогут достичь никаких астероидов при запуске в октябре 2023 года. Это не означает полное закрытие проекта, однако теперь запуск зондов будет отложен на неопределенный срок.

Срыв научной программы «Януса» — не единственная проблема, возникшая из-за Psyche — ранее NASA отложило на три года старт венерианской орбитальной станции VERITAS.

Starship взорвался из-за засорившегося фильтра и утечки жидкого кислорода