NASA отправит пару зондов к двойным астероидам

NASA выдало официальное разрешение на проектирование и постройку двух межпланетных зондов в рамках исследовательской программы «Янус». Ожидается, что аппараты будут запущены в космос в 2022 году, а в 2026 году совершат близкие пролеты мимо двух околоземных двойных астероидов и исследуют их, сообщается на сайте Университета Колорадо в Боулдере.

На протяжении долгого времени малые тела Солнечной системы, такие как транснептуновые объекты и астероиды, считались одиночными объектами. Ситуация изменилась в конце прошлого века, когда были открыты двойные и тройные системы астероидов и малые тела, у которых есть спутники. Механизмы формирования подобных тел плохо изучены: существует ряд теорий, которые нуждаются в проверке. Кроме того, исследования подобных систем интересны и с точки зрения поиска вещества протопланетной туманности, так как одна из версий их образования предполагает появление таких тел на заре существования Солнечной системы.

Целью новой исследовательской программы «Янус», которая в 2019 году была выбрана NASA для проработки концепции в рамках программы SIMPLEx (Small Innovative Missions for Planetary Exploration), станет исследование двойных астероидов с пролетной траектории при помощи пары идентичных друг другу космических аппаратов. 3 сентября 2020 года агентство дало официальное разрешение на проектирование и постройку зондов. Возглавит проект группа исследователей из Университета Колорадо в Боулдере, созданием аппаратов будет заниматься компания Lockheed Martin Space, а Malin Space Science Systems разработает и поставит набор научных инструментов для них: среди них — две камеры, охватывающие видимый и инфракрасный диапазоны волн.

Целью аппаратов станут две системы околоземных астероидов. (35107) 1991 VH относится к спектральному классу S  и состоит из двух тел, у большего из которых диаметр 650 метров. Орбитальный период системы составляет 32 часа, а ее общая масса оценивается в 1,5×1012 килограммов. (175706) 1996 FG относится к спектральному классу С, богатому углеродом, входит в группу Аполлонов и состоит из двух тел с диаметрами 1,9 километра и 490 метров, обращающихся вокруг друг друга за 16 часов.

Ожидается, что запуск зондов в космос при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy в конфигурации Block 5 состоится в августе 2022 года, затем, в августе 2025 года они совершат гравитационный маневр у Земли. Аппараты совершат пролет мимо системы 1991 VH в марте 2026 года, а мимо 1996 FG— в апреле 2026 года. Предполагается, что научная программа завершится в конце мая 2026 года.

Вместе с «Янусом» в космос отправится еще один межпланетный аппарат — Psyche, целью которого станет необычный металлический астероид (16) Психея, находящейся в Главном поясе. Недавно NASA объявило о завершении этапа его проектирования и перехода к этапу создания научных инструментов и систем.

Станция «Чандраян-3» вышла на переходную траекторию к Луне