В Башкортостане нашли двухтысячелетнее детское погребение с импортными украшениями

Умершая девочка принадлежала к привилегированной части древнего общества

Археологи исследовали материалы из детского погребения пьяноборской культуры, раскопанного в Башкортостане. Оказалось, что во II веке до нашей эры — I веке нашей эры древние жители этих земель похоронили девочку трех—четырех лет вместе с богатым инвентарем: почти с 200 металлическими украшениями и 226 импортными бусинами. Похоже, ребенок занимал привилегированное положение в обществе. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей.

В Илишевском районе Республики Башкортостан, на правом берегу реки Сюнь, находится Кипчаковский археологический комплекс. В его состав входит крупное мысовое городище площадью около 37 тысяч квадратных метров (3,7 гектара), оборонительные укрепления которого состояли из трех валов. Всего в 70–80 метрах от внешних укреплений поселения археологи обнаружили курганно-грунтовый могильник, получивший название Кипчаковский-I. Оба памятника относятся к пьяноборской культуре, которая датируется III веком до нашей эры — V веком нашей эры. Вероятно, она связана с финно-угорским населением.

Исследования могильника этого комплекса начались еще в 1990 году. Археологи зафиксировали в нем 54 сохранившиеся от распашки курганные насыпи высотой до одного метра и диаметром 4–16 метров, некоторые из которых были окружены ровиками. Кроме того, грунтовые могилы были обнаружены за пределами курганных насыпей. Многие из погребений этого комплекса оказались серьезно повреждены грабительскими вкопами. Умерших укладывали в вытянутом положении на спине, обычно — с вытянутыми вдоль тела руками. В погребениях женщин археологи обнаружили бронзовые височные подвески, эполетообразные застежки, ажурные накладки, а также стеклянные бусы. Мужской инвентарь включал в основном предметы вооружения, например, боевые ножи и наконечники, конское снаряжение, бытовые предметы и разного рода застежки.

Сергей Зубов (Sergey Zubov) и Светлана Ронжова (Svetlana Ronzhova) из Самарского национального исследовательского университета исследовали материалы из детского погребения № 17, раскопанного в 2013 году в кургане-5 могильника Кипчаковский-I. Хотя от костей этого ребенка сохранился лишь тлен, по зубам ученым удалось установить, что возраст малыша на момент смерти составлял около трех—четырех лет. При этом, судя по характеру инвентаря, это была девочка, которую похоронили в той же позиции и с той же ориентировкой, что и взрослых людей.

Археологи отметили, что в погребении находился богатый набор вещей, представляющих собой металлические украшения головного убора, одежды и обуви (всего почти 200 предметов), а также 226 бусин: три полихромные, 89 одноцветных и 134 с металлической прокладкой, причем артефакты представляли собой импортные изделия. Среди них оказались три бусины из глухого синего и белого стекла, 51 цилиндрическая черная бусина, восемь бочковидных бус из глухого черного стекла и многие другие. По мнению исследователей, коллекция находок позволяет датировать погребение в пределах II века до нашей эры — I века нашей эры.

По словам исследователей, первоначально ожерелье могло состоять из двух частей: первая — из одноцветных бусин, а вторая — из многоцветных бусин и металлической прокладки. В целом, похоже, это было многоярусное украшение, состоявшее из четырех—пяти рядов. Вместе с остальными предметами сопроводительного инвентаря эти украшения указывают на привилегированное положение умершего ребенка в древнем обществе пьяноборской культуры, поскольку обычно детей хоронили без вещей или с очень небольшим количеством предметов.

Ранее на N + 1 рассказывали о других детских погребениях, исследованных археологами. Так, в Италии ученые обнаружили древнейшее погребение девочки-младенца в Европе, вместе с которой находились многочисленные бусины и подвески из раковин моллюсков. Радиоуглеродный анализ показал, что она жила около десяти тысяч лет назад. Кроме того, в этом году российские археологи нашли на Синташте 21 детское захоронение, совершенное представителями алакульской культуры около XVIII–XVI веков до нашей эры.

Медвежью кость с насечками назвали символическим предметом неандертальцев