CAPSTONE вышел на окололунную гало-орбиту

Если миссия окажется успешной, на ту же орбиту выведут орбитальную станцию Gateway

Американский спутник CAPSTONE вышел на окололунную высокоэллиптическую гало-орбиту, чтобы проверить возможность долговременной работы космических аппаратов на ней. Если миссия будет успешной, в 2024 году NASA начнет строить на этой орбите орбитальную станцию Gateway.

Один из крупнейших проектов NASA на ближайшее десятилетие — строительство окололунной станции Gateway, которую агентство будет создавать вместе с несколькими агентствами-партнерами, в том числе ESA и JAXA. Станция будет использоваться как перевалочный пункт между Землей и лунной поверхностью. Сравнив несколько орбит по ключевым параметрам, таким как сложность доступа к лунной поверхности и энергетические затраты на поддержание, ученые пришли к довольно необычной, которая пока не проверялась на практике — гало-орбите, близкой к прямолинейной (Near-rectilinear halo orbit), вокруг точки Лагранжа L2. Она напоминает высокоэллиптическую орбиту вокруг Луны, но главное ее отличие заключается в том, что плоскость орбиты стабильно ориентирована так, что станция всегда будет находиться в зоне видимости Земли, позволяя поддерживать стабильную связь.

Эта орбита пока не использовалась на практике, а кроме того, ориентация ее плоскости почти перпендикулярно Земле может усложнить определение местоположения аппарата на ней, что необходимо для стыковки и расчета маневров коррекции орбиты. Из-за этого NASA решило не сразу развернуть на ней важный многомиллиардный проект, а сначала проверить практичность этой орбиты кубсатом CAPSTONE.

В июне 2022 года CAPSTONE запустили на легкой ракете Electron, что стало для нее первым пуском за пределы околоземной орбиты. Полет занял почти пять месяцев и проходил не по плану: в июле спутник несколько дней не выходил на связь, а в сентябре перешел в безопасный режим из-за сбоя системы ориентации.

Несмотря на проблемы, 13 ноября CAPSTONE сумел выйти на целевую орбиту. В ближайшие дни он должен совершить еще два небольших маневра, чтобы скорректировать параметры орбиты. В ближайшие несколько месяцев спутник будет проверять ее стабильность, а также тестировать систему определения своего местоположения, обмениваясь сигналами с лунным орбитальным зондом LRO.

Ожидается, что первые два модуля орбитальной станции Gateway отправятся к Луне в конце 2024 года. Изначально их должна была запускать ракета SLS, но в прошлом году NASA передало эту миссию SpaceX, которая запустит модули на Falcon Heavy.

Японский модуль SLIM в третий раз проснулся на Луне