Аппарат CAPSTONE, направляющийся к Луне для проверки орбиты будущей окололунной обитаемой станции Gateway, перешел в безопасный режим из-за сбоя в работе системы ориентации. В настоящее время его состояние стабилизировалось, а траектория полета остается правильной, в ближайшее время начнутся работы по восстановлению работоспособности аппарата и канала связи с Землей, сообщается на сайте NASA.
CAPSTONE (Cislunar Autonomous Positioning System Technology Operations and Navigation Experiment) был запущен в космос 28 июня 2022 года. Он представляет собой спутник-кубсат формата 12U, со стартовой массой 25 килограммов, и предназначен для выхода на необычную орбиту, близкую к гало-орбите NRHO (Near Rectilinear Halo Orbit) вокруг второй точки Лагранжа в системе «Земля— Луна», и проверку ее характеристик. NRHO предназначена для работы на ней будущей международной окололунной станции Gateway, создаваемой по программе «Артемида», и удобна по ряду причин: сводит к минимуму количество топлива, необходимого для поддержания орбиты, а также дает непрерывный обзор Земли и северного и южного полюсов Луны.
CAPSTONE также оснащен экспериментальной навигационной системой CAPS (Cislunar Autonomous Positioning System), которая должна позволить снизить нагрузку на наземные станции слежения путем обмена данными с орбитальным аппаратом Lunar Reconnaissance Orbiter.
Начальная фаза полета прошла успешно, однако незадолго до первого маневра коррекции в начале июля траектории аппарат испытал проблемы со связью, которые тогда удалось решить. В финальной стадии (или вскоре после завершения) третьего маневра коррекции траектории, состоявшегося 8 сентября 2022 года, возникла аномалия в работе системы ориентации, что привело к перегрузке двигателей-маховиков. Попытки восстановить передачу телеметрии продлились сутки, после чего было определено, что состояние аппарата нестабильно, в том числе и по энергопотреблению, а бортовые системы периодически перезагружались.
В настоящее время известно, что CAPSTONE находится в безопасном режиме и, по-видимому, перешел в стабильное состояние. Аппарат вращается, что обеспечивает частичное освещение солнечных батарей, которые вырабатывают больше энергии, чем используется, и дают возможность работать антенне с низким коэффициентом усиления, передающей слабый сигнал.
Так как CAPSTONE успел завершить маневр коррекции (или был близок к этому) до сбоя, то спутник находится на верной траектории полета к Луне. Ожидается, что в ближайшее время члены команды аппарата начнут операцию по восстановлению его нормальной работы — вначале система термоконтроля и двигательная установка, затем остальные системы, в том числе система ориентации.
О том, зачем нужна окололунная станция Gateway, можно прочесть в нашем материале «Промежуточная станция».
Александр Войтюк
Двенадцатый испытательный полет по-прежнему намечен на первый квартал 2026 года
SpaceX после частичного разрушения 21 ноября прототипа первой ступени Starship новой модификации сообщила, что следующий ускоритель Super Heavy V3 будет готов уже в декабре, — в соответствии с ранее запланированным графиком испытаний ракеты. Двенадцатый испытательный полет Starship по-прежнему намечен на первый квартал 2026 года. Судя по снимкам, сделанным независимыми наблюдателями на испытательном полигоне компании в Техасе, корпус ускорителя Super Heavy с индексом B18 не выдержал нагрузки во время тестов и получил критические повреждения в районе бака для жидкого кислорода. SpaceX утверждает, что инцидент случился во время опрессовочных испытаний, которые проводились перед основными проверками структурной прочности. В момент теста в баках ускорителя не было горючего, а двигатели Raptor еще не установили. В результате аварии никто не пострадал, компания изучает причины произошедшего.