Перевод повысил уровень счастья среди участников с различным уровнем дохода
Деньги способны повысить уровень счастья как среди людей с низким доходом, так и среди обеспеченных. К такому выводу пришли ученые из Канады, изучившие ответы участников эксперимента, в котором им раздали по 10 тысяч долларов США. При этом участники из стран с низким уровнем дохода стали в три раза счастливее, чем исследуемые из стран с высоким уровнем. Результаты опубликованы в PNAS.
По данным отчета о мировом неравенстве, 10 самым богатым процентам людей в мире принадлежит 76 процентов мирового богатства, в то время как беднейшая половина населения планеты владеет лишь 2 процентами. При этом выяснить, есть ли связь между деньгами и счастьем ученые пытаются довольно активно. Исследования показывают, что люди с более высоким доходом обычно счастливее тех, у кого доход низкий, но с ростом дохода сила этой связи ослабевает. При этом эти исследования не дают однозначного ответа о причинно-следственных связях между деньгами и счастьем, поскольку люди с высоким доходом обычно имеют и лучшее здоровье и образование, или другие преимущества, которые связаны с ощущением счастья. Также есть исследования о том, что более счастливые люди имеют более выскоий доход.
В последнее время появились исследования, которые изучают влияние денежных переводов на выборки в странах с низким уровнем дохода. И хоть они подтверждают, что деньги влияют на счастье, они сосредоточены в основном на бедняков в небогатых странах, что затрудняет оценку влияния денег на другие социоэкономические группы. Сегодня существует несколько проектов по исследованию влияния денежных переводов на счастье в странах с высоким уровнем дохода, но они либо дают противоречивые результаты, либо находятся в стадии проведения. Поэтому вопрос о том, могут ли денежные переводы повысить ощущение счастья в широких слоях населения, остается открытым.
Ответить на него решили Райан Дуайер (Ryan J. Dwyer) и Элизабет Данн (Elizabeth W. Dunn) из Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Для исследования, которое является частью более крупного проекта, они использовали следующий эксперимент: два богатых спонсора совместно с организацией TED раздали суммарно два миллиона долларов людям из семи стран. Участники должны были иметь аккаунт в твиттере, хоть сколько-нибудь бегло говорить по-английски, чтобы отвечать на вопросы о своем благополучии. Для эксперимента было отобрано 300 человек из стран с низким уровнем дохода — Индонезии (n = 74), Кении (n = 58) и Бразилии (n = 13), а также из четырех стран с высоким уровнем дохода — США (n = 83), Великобритании (n = 37), Канады (n = 18) и Австралии (n = 17). 200 человек из них получили по 10 тысяч долларов и должны были их обязательно потратить в течение трех месяцев (не разрешалось класть деньги на счет или инвестировать), 100 человек остались без перевода и вошли в контрольную группу. Счастье участников оценивали через три основных компонента субъективного благополучия: удовлетворенность жизнью, положительный аффект и негативный аффект. Участники заполняли анкеты ежемесячно в течение первых трех месяцев после транзакции, и затем прошли опрос после шести месяцев с момента получения денег.
Результаты показали, что те, кто получил деньги, были сильнее удовлетворены жизнью [b = 0,36, SE = 0,11, t (294,31) = 3,4, p < 0,001], испытали большее усиление положительного аффекта [b = 0,29, SE = 0,07, t(294,96) = 4,09, p < 0,001] и значительное снижение отрицательного аффекта [b = −0,28, SE = 0,08, t(294,87) = −3,70, p < 0,001] через 3 месяца после получение денег по сравнению с контрольной группой. При сравнении изменений субъективного благополучия от исходного уровня до каждой временной точки (1, 2, 3 и 6 месяцев после получения денег), оказалось, что этот эффект был последовательным в течение первого (b = 0,32, p < 0,001), второго (b = 0,36, p < 0,001) и третьего месяца (b = 0,45, p < 0,001). Кроме того, он сохранился и спустя полгода (b = 0,20, p = 0,019), демонстрируя, что деньги приносили долгосрочную пользу для благополучия участников.
Также психологи обнаружили, что не только получатели денег из бедных стран были более счастливы по сравнению с получателями из богатых стран, но и в целом те, кому перевели деньги, оказались счастливее контрольных участников в обоих типах стран. Что касается личного дохода участников, то получатели наличных с более низкими доходами продемонстрировали более заметное улучшение критериев субъективного благополучия [b = −0,08, SE = 0,03, t(193) = −2,95, p = 0,004]; доход в контрольной группе не был связан с улучшением этих показателей [b = 0,03, SE = 0,04, t (95) = 0,71, p = 0,48]. Модель предсказывает, что участники с годовым доходом в 10 тысяч долларов стали вдвое счастливее тех, чей доход составляет 100 тысяч долларов. За 3 месяца исследования общая удовлетворенность жизнью получателей денежных средств увеличилась на 72 балла.
При этом исследователи не отрицают, что отказ от 2 миллионов долларов мог негативно сказаться на удовлетворенности жизнью двух спонсоров исследования, особенно с учетом того, что 10 тысяч способны принести получателям временную выгоду, в то время как два миллиона могли влиять на счастье спонсоров длительный промежуток — например, несколько лет. Ученые подчеркивают, что на результаты могло повлиять желание участников показаться благодарными за деньги и удачу, но они отмечают, что вопросы содержали оценку общей удовлетворенности жизнью и положительных и негативных настроений, а не удовлетворенность от получения денег. Таким образом исследователи полагают, что результаты доказывают причинно-следственную связь между денежными переводами и счастьем в различных категориях участников. Однако сильнее этот эффект наблюдается среди получателей с низкими доходами. Это подкрепляет предположение авторов, что добровольное перераспределение богатств в пользу бедных может улучшить общемировое счастье.
Ранее психологи выяснили, что мужчины охотнее идут на финансовый риск после положительного предсказания об их будущем. А вот на женщин гадание не оказало такого влияния.
При симуляции поиска пациентом
Социолог Стефани Элис Бейкер (Stephanie Alice Baker) из Лондонского университета провела симуляционное исследование и пришла к выводу, что более 81 процента популярных англоязычных видео в тиктоке, посвященных лечению рака, содержат ложную информацию. Чтобы получить эти данные, исследовательница симулировала поведение онкологического пациента, проводящего собственное исследование в поиске исцеления в первый месяц после постановки диагноза. Для этого она в апреле-мае 2024 года еженедельно в течение четырех недель анализировала 50 первых роликов в тиктоке, выдаваемых на запрос «лечение рака» (cancer cure). Препринт работы доступен на ресурсе SocArXiv.