Голландские психологи выяснили, что мужчины больше склонны идти на финансовый риск после положительного предсказания об их будущем. Однако среди женщин такой тенденции отмечено не было. Испытуемые приняли участие в гадании, где вводили свои личные данные и любимый цвет, и получали случайное предсказание, а затем отвечали на вопросы о финансовых рисках и сыграли в азартную игру. Исследование опубликовано в PLoS One.
Суеверия и связанные с ними ритуалы широко распространены в разных культурах и до сих пор сохраняются в современном обществе. Некоторые люди готовы платить больше за вещи со счастливыми номерами (например, за автомобильные номера), другие отказываются вести дела в пятницу 13-го. При этом из-за своей иррациональности вера в суеверия часто считается ненаучной и необоснованной. Однако недавно выяснилось, что у людей есть потребность находить причинно-следственные связи независимо от того, насколько они истинны. Люди склонны к суевериям, причем даже те, кто утверждает, что не верят в них.
Люди не всегда до конца рациональны, когда дело касается сложных ситуаций. Неопределенность последствий того или иного выбора может толкать людей на то, чтобы обращаться к суевериям, чтобы получить ощущения предсказуемости результата. Так в Китае бизнесмены обращаются за советами к специалистам по фэн-шуй, когда сомневаются в принятии стратегических решений. Также в китайской культуре распространены нумерологические суеверия (понятия о счастливых и несчастливых числах), которые влияют на принятие финансовых решений на китайском рынке IPO. Когда люди сталкиваются с событиями, которые могут иметь неконтролируемые последствия, они могут впадать в состояние выученной беспомощности, или полагаются на суеверия, чтобы создать иллюзию контроля. Некоторые исследователи полагают, что суеверия становятся средством психологической защиты при столкновении с неконтролируемыми ситуациями, чтобы сохранить ощущение порядка и неслучайности.
Голландские психологи под руководством Сяо Юэ Тань (Xiaoyue Tan) из Университета имени Эразма Роттердамского изучили, влияет ли положительное предсказание гадания на то, готовы ли люди принимать финансовый риск. Для этого они провели три эксперимента: два онлайн-опроса, включающие гадание на будущее с предсказаниями о финансовой сфере и последующей оценкой принятия финансовых рисков, и один лабораторный эксперимент с настоящей азартной игрой. В первом исследовании 252 участникам предложили пройти три теста. Сначала на основе их даты рождения и любимого цвета участникам выдавалось предсказание об их будущем. Результат гадания — нейтральный, положительный или негативный — распределялся между гадающими случайным образом. Текст всех предсказаний в основном был аналогичным, за кроме предсказания о финансах: в положительном результате участнику сулили успех в финансовой сфере, в негативном результате говорилось о неудачах с деньгами. Далее участники должны были распознать различные материалы, такие как кожа, стекло и так далее. Этот тест должен был отвлечь внимание участников от результатов гадания и не дать им связать сразу предсказания и последующий тест о финансовых рисках. В третьем тесте исследуемые отвечали на вопросы о принятии финансовых решений и рисков.
Выяснилось, что вера в гадание оказала значительное влияние на уровень толерантности участников к финансовым рискам (F (1,245) = 21,17, p < 0,001; ηp2 = 0,080). При этом, если результат предсказания был положительным, то у таких участников была более высокая устойчивость к финансовым рискам, по сравнению с нейтральным или негативным предсказанием (M отрицательный = 15,59, SD = 3,76; M нейтральный = 16,45, SD = 3,26; M положительный = 17,12, SD = 4,17). При этом мужчины продемонстрировали большую готовность рисковать, чем женщины, особенно после получения положительного результата гадания, по сравнению с нейтральным (b = 1,97, SE = 0,69, t = 2,86, p = 0,005, 95-процентный доверительный интервал (ДИ) = [0,62, 3,33]). Для женщин разница между положительным и нейтральным результатом не была значимой (b = −0,45, SE = 0,81, t = −0,56, p = 0,576, 95-процентный ДИ = [-2,03, 1,13]).
Второе исследование имело похожее строение, в нем приняли участие 441 человек. В отличие от первого, в этом исследовании результаты положительного и отрицательного гадания не содержали только указаний на финансовый успех или неудачу, они содержали информацию об общем благополучии или неблагополучии в будущем, в том числе денежном. Также помимо оценки принятия финансовых рисков было проведено исследование и самооценки рисков в других областях: этической, здоровья и безопасности, социальной и так далее. Психологи изучили и общую самоэффективность людей и влияние гадания на нее, так как высокая воспринимаемая самоэффективность увеличивает склонность к риску.
Снова мужчины (M = 17,42, SD = 3,60) продемонстрировали более высокий уровень финансового риска, чем женщины (M = 14,62, SD = 3,56). Также подтвердилась тенденция из первого исследования, что положительный прогноз повышал толерантность к риску у мужчин. А вот для женщин готовность идти на риск росла при негативном предсказании. Однако и для первых и для вторых различия между положительным и негативным результатами были лишь незначительно значимыми. Что касается риска в других областях, то и тут мужчины показали большую склонность к нему, чем женщины, за исключением социальной сферы. Однако влияние гадания на склонность людей к риску отсутствовало в большинстве областей. Статистических данных об эффекте гадания на самоэффективность анализ не выявил.
Наконец, в третьем исследовании психологи изучили реальное рискованное поведение. 193 участника, набранные в кампусе университета, случайным образом получили свои предсказания. После чего их попросили сыграть в две небольшие азартные игры: одну гипотетическую и одну реальную. За участие в исследовании участникам предложили 2 евро или кредиты курса. В первой игре им предложили представить, что на свое вознаграждение они могут купить лотерейные билеты (по 25 евроцентов или 2 кредита за каждый), которые дают возможность выиграть 10 евро. Максимальное число билетов на одного участника равнялось 8. Участники должны были указать, сколько билетов они готовы приобрести. Затем им предлагали дополнительные 50 евроцентов и выбор: уйти с деньгами или поставить 50 евроцентов и сыграть в азартную игру с шансом в 10% выиграть 5 евро.
Участники-мужчины были готовы купить больше лотерейных билетов (M = 4,06, SD = 3,13), чем участники-женщины (M = 2,98, SD = 2,41). Но вера в гадание (F (1, 186) = 0,60, p = 0,441; ηp2 = 0,003) не отразилась на готовности людей покупать билеты, также как и результаты гадания (F (2, 186) = 0,21, p = 0,813; ηp2 = 0,002). А вот в реальной азартной игре исследуемые, получившие положительное предсказание, охотнее принимали участие: 90 процентов с положительным результатом гадания, 71 процент с нейтральным и 64 процента с негативным предсказанием. Таким образом позитивное предсказание вне зависимости от пола приводит к большему числу азартных игр, но только в случае с реальной игрой, а не гипотетической.
Все три исследования показали, что люди, после получения положительного предсказания, больше готовы идти на финансовый риск, особенно мужчины. Большинство участников (около 80 процентов) сообщили, что помнят выпавшие им результаты гадания. Также во всех трех исследованиях участники в целом не верили в гадания.
Ранее психологи выяснили, что люди готовы идти на обман в азартных играх, вне зависимости от того, выиграли они или проиграли в предыдущем соревновании. До этого считалось, что победители склонны к более частому обману из-за чувства права.
Надежда Чекасина
Ни пероральная, ни трансдермальная
Кэри Глисон (Carey Gleason) из Университета Висконсина с коллегами проанализировала данные 275 участниц клинических испытаний KEEPS и обнаружила, что четырехлетний курс разных типов гормональной заместительной терапии в менопаузу не связан с риском когнитивных нарушений через 10 лет. В ходе испытаний участницы не позже трех лет с момента последней менструации на протяжении 48 месяцев получали либо 0,45 миллиграмма конъюгированных эстрогенов перорально, либо 50 микрограмм эстрадиола трансдермально в виде пластыря (оба в сочетании с 200 миллиграммами микронизированного прогестерона) в день, либо плацебо. До начала терапии, после ее прекращения и примерно через 10 лет они проходили набор когнитивных тестов. Результаты опубликованы в журнале PLoS Medicine.