Китайская ракета заставила Испанию и Францию закрыть небо

Ступень «Чанчжэн-5Б» упала в Тихий океан

Неконтролируемый сход с орбиты второй ступени китайской тяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-5Б» привел к временному закрытию части воздушного пространства над Францией, Италией и Испанией. В итоге ступень, которая помогала выводить в космос модуль «Мэньтянь» китайской многомодульной станции, упала в Тихий океан, сообщается на сайте Spacenews.com.

Несмотря на то, что во время повторного входа в атмосферу спутников или орбитальных станций, большая часть из них сгорает, до поверхности планеты все же долетают фрагменты, общей массой до 40 процентов от начальной массы объекта. Наибольшую опасность представляют крупные тела, такие как орбитальные станции или отработанные ступени тяжелых ракет. Расчеты показывают, что вероятность стать жертвой падения корпуса ракеты, совершившей неконтролируемый вход в атмосферу Земли, составляет десять процентов за десятилетие. Однако пока что известен лишь один случай падения фрагмента космического мусора на человека, который не принес ему вреда.

В последнее время скандалы, связанные с неуправляемым сходом ступеней ракет, все чаще связаны с китайской космонавтикой — в 2019 и 2020 годах ступени ракет «Чанчжэн-4B» и «Чанчжэн-5Б» падали вблизи деревень, а в прошлом году случай неуправляемого входа в атмосферу ступени ракеты «Чанчжэн-5Б» вызвал критику со стороны NASA.

31 октября 2022 года тяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-5Б» вывела в космос модуль «Мэньтянь», ставший последним модулем базовой конфигурации многомодульной китайской орбитальной станции. Ее вторая ступень, с массой около 21 метрической тонны, совершила повторный вход в атмосферу ранним утром четвертого ноября.

Из-за неуправляемого характера схода ступени с орбиты существовала большая неопределенность в положении зоны падения ступени, что привело к временному закрытию воздушного пространства для самолетов над некоторыми городами северной Испании, Италии и Франции на несколько часов. Этот случай вновь подвергся бурной критике со стороны NASA, которое обвиняет КНР в пренебрежении мерами безопасности. В конечном итоге обломки ступени упали в Тихий океан, не причинив никому вреда.

О том, чем грозила операция свода с орбиты первой китайской космической станции читайте в материале «Дворец на нашу голову».

NASA одобрило постройку октокоптера для Титана