Вторая ступень китайской ракеты «Чанчжэн-5Б» упала в Индийский океан

Вторая ступень китайской тяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-5Б» завершила свой неконтролируемый сход с околоземной орбиты, а ее несгоревшие фрагменты упали в районе Мальдив. Сама ступень использовалась при выводе на орбиту основного модуля «Тяньхэ» китайской многомодульной орбитальной станции, сообщается на сайте госкорпорации «Роскосмос».

В истории мировой космонавтики был ряд случаев неуправляемого схода с околоземной орбиты крупных рукотворных объектов, таких как орбитальные станции «Салют-7», Skylab и «Тяньгун-1», спутник UARS или автоматическая станция «Фобос-Грунт». Однако до поверхности Земли долетает лишь 10–40 процентов от общей массы космического аппарата, которые чаще всего падают в океан. Тем не менее, известен случай падения фрагмента космического мусора на человека, который не принес ему вреда, а также случаи падения фрагментов ракет вблизи населенных пунктов. В частности, в 2019 году первая ступень китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-4B» упала на окраине деревни в провинции Шэньси, а в прошлом году обломки ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-5Б» выпали на деревни в республике Кот-д'Ивуар.

29 апреля 2021 года с космодрома Вэньчан состоялся новый пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-5Б», которая вывела в космос основной модуль «Тяньхэ» будущей китайской многомодульной орбитальной станции. После этого вторая ступень ракеты, не обладающая средствами активного маневра по сходу с орбиты, начала неуправляемый сход. Существовала вероятность того, что несгоревшие в атмосфере фрагменты ступени, массой 21 тонна и длиной 31 метр, могут упасть в пределах 41 градуса северной широты и 41 градуса южной широты — области, куда входит целый ряд стран, поэтому положение ступени постоянно отслеживалось наблюдателями по всему миру. В связи с этим администратор NASA Билл Нельсон опубликовал заявление о том, что Китай не соблюдает стандарты в отношении своего космического мусора, а космическим державам нужно минимизировать риски для людей и имущества на Земле, связанные с повторным входом в атмосферу космических аппаратов.

В итоге ступень вошла в плотные слои атмосферы Земли около 05:24 утра по московскому времени 9 мая 2021 года, а несгоревшие обломки упали в районе Мальдив в Индийском океане, в точке с координатами 72,47 градуса восточной долготы и 2,65 градуса серверной широты.

О том, чем грозила операция свода с орбиты первой китайской космической станции читайте в материале «Дворец на нашу голову».

«Чандраян-3» прыгнул и перешел в спящий режим