Она могла принадлежать небогатому человеку эпохи викингов
Десятилетний мальчик Эрик вместе со своим отцом совершал прогулку на лодке по норвежской реке Гломма, во время которой он обнаружил на песчаной отмели деревянную чашу. Радиоуглеродный анализ показал, что этой миске около 800–1000 лет, то есть, возможно, ей пользовались еще в эпоху викингов. Похоже, владельцем этого предмета был обычный небогатый человек. Об этом сообщила норвежская телерадиовещательная организация NRK на своем сайте.
Время с конца VIII по середину XI века в европейской истории традиционно обозначают как эпоху викингов. Началом экспансии норманнов обычно считают нападение на монастырь Святого Кутберта на острове Линдисфарн, а концом — гибель норвежского конунга Харальда Сурового в битве при Стамфорд-Бридж. Это период, когда скандинавы проводили военную и торговую экспансию, служили в качестве наемников, а также осваивали отдаленные северные земли Исландии, Гренландии, Фарерских островов и даже добирались до Канады (подробнее об их расселении можно прочитать в нашем материале «А мы уйдем на север»). Основой для активизации норманнов стала общая заинтересованность в заморских предприятиях. Так, у местной элиты, заметно усилившейся за предшествующие четыре столетия германского железного века, возросла потребность в обогащении и приобретении статусных вещей, а простые общинники (бонды) страдали от дефицита земель, пригодных для хозяйственного использования.
От эпохи викингов до наших дней дошли ценные археологические находки: погребальные корабли, богатые клады и дорогое оружие. Кроме того, большое количество артефактов, в том числе изготовленных из органических материалов, сохранились благодаря тому, что долгое врем находились под снегом и льдом. Например, в этом году в Норвегии во время экспедиции на нагорье Ютунхеймен археологи нашли стрелу эпохи викингов (IX век нашей эры), у которой сохранилось не только древко, но даже небольшая часть оперения.
Десятилетний Эрик Брискеруд (Erik Briskerud) вместе со своим отцом отправился в августе нынешнего года на реку Гломма, чтобы поплавать на лодке. Во время этой прогулки они обнаружили песчаную отмель, на которой мальчик заметил что-то, похожее на корень дерева. Подняв и отмыв его от песка, Брискеруды поняли, что перед ними предмет, напоминающий чашу.
Хотя отец Эрика не был в восторге от находки, они все же отправили ее в Совет округа (фюльке) Иннландет. Оттуда небольшой фрагмент чаши отправили во Флориду, чтобы провести радиоуглеродное датирование. Оказалось, что возраст находки составляет около 800–1000 лет, то есть ей могли пользоваться еще во времена викингов. Археолог Милдри Ээн Эйде (Mildri Een Eide) отметила, что пока трудно объяснить, насколько ценна эта находка. Раньше похожие миски уже находили, но обычно они встречаются лишь в виде небольших фрагментов. Поскольку чаша изготовлена достаточно грубо, исследователь полагает, что она принадлежала не самому богатому и влиятельному человеку.
Ранее на N + 1 рассказывали о другой случайной находке эпохи викингов. Так, норвежка купила на аукционе лот с украшениями, которые продавались в коробке из-под бананов. Среди обычных изделий оказалось золотое кольцо, которое, возможно, принадлежало скандинавскому вождю.
Возможно, одеяние лежало в золотом ларце из Вергины
Греческий исследователь Антонис Барциокас представил новые аргументы в пользу того, что во второй гробнице царского некрополя в Вергине покоились останки македонского царя Филиппа III Арридея, а не его отца Филиппа II. Среди прочего, ученый сообщил о результатах исследования остатков ткани из большого золотого ларца, найденного в этом сооружении. Он утверждает, что, вероятно, они представляют собой остатки царского хитона Александра Македонского, то есть одной из регалий, перешедших к Арридею после смерти великого полководца. Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Field Archaeology.