Гипертензивные состояния повысили риск на 26 процентов
Гипертензивные состояния при беременности связаны не только с различными осложнениями, но и с высоким риском смерти у детей после рождения. Китайские и датские ученые проанализировали данные более 2,4 миллиона датчан и выяснили, что у детей, матери которых во время беременности страдали от гипертензии, был на 26 процентов более высокий риск смерти от всех причин по сравнению с детьми, чьи матери не страдали от нарушений артериального давления. Результаты когортного исследования опубликованы в BMJ.
Гипертензия при беременности может включать в себя преэклампсию, эклампсию и гипертонию, которые ведут к аномально высокому артериальному давлению и ряду осложнений. Она затрагивает до десяти процентов беременностей в мире и выступает одной из ведущих причин заболеваемости и смертности среди матерей и их детей. Только в США с 2017 по 2019 год распространенность гипертензивных состояний среди госпитализаций при родах выросла с 13 до 16 процентов. А в России гипертензию диагностируют у 5-30 процентов беременных.
Гипертензия при беременности также связана с последующими проблемами со здоровьем у детей, например, с метаболическим синдромом, иммунными заболеваниями, нарушениями развития нервной системы и психическими расстройствами. Однако до сих пор недостаточно данных о том, как гипертензия влияет на смертность потомства в долгосрочной перспективе. Также неясно, какую роль в смертности в первые десятилетия жизни играют различные типы гипертензивных состояний у рожениц, а также степень их тяжести.
Используя данные из национальных реестров здравоохранения Дании, Юн Фу Юй (Yongfu Yu) из Фуданьского университета и Шанхайского института инфекционных заболеваний и биобезопасности совместно с коллегами из Китая и Дании изучил связь между гипертензией беременных и последующей общей и специфической смертностью у детей. Когортное исследование с наблюдением в течение 40 лет включало данные 2437718 детей, рожденных в Дании с 1978 по 2018 год. Их наблюдали с рождения до смерти, эмиграции или достижения 41-летнего возраста (в зависимости от того, что произойдет раньше). Ученые рассматривали среди возможных исходов как смерть от всех причин, так и от 13 конкретных заболеваний, включая рак, сердечно-сосудистые, инфекционные и прочие заболевания. При анализе учитывались потенциально влияющие факторы, в том числе пол детей, возраст матери при родах и уровень ее образования, а также доход, условия проживания, диабет в анамнезе, история болезни родителей и другие ковариаты.
Из более чем 2,4 миллиона детей, больше 100 тысяч (4,2 процента) подверглись внутриутробному воздействию гипертензии: 68362 преэклампсии или эклампсии и 33733 подвергались гипертонии. За время наблюдений у матерей с преэклампсией умер 781 ребенок (58,94 на 100000 пациенто-лет), 17 детей (133,73 на 100000 пациенто-лет), подвергшихся эклампсии, и 223 (44,38 на 100000 пациенто-лет) ребенка, которые подвергались гипертонии. Также умерли 19199 (41,99 на 100000 человеко-лет) детей, чьи матери не страдали от гипертензии во время беременности. Результаты исследования показали, что смертность от всех причин была выше среди детей, чьи матери имели гипертензию при беременности.
У детей матерей с высоким артериальным давлением в дальнейшем риск смерти от всех причин оказался выше на 26 процентов (скорректированный HR равен 1,26 при 95-процентном доверительном интервале от 1,18 до 1,34). Сопутствующий повышенный риск от преэклампсии, эклампсии и артериальной гипертонии составил 29 (скорректированный HR равен 1,29 при 95-процентном доверительном интервале от 1,2 до 1,38), 188 (скорректированный HR равен 2,88 при 95-процентном доверительном интервале от 1,79 до 4,63) и 12 (скорректированный HR равен 1,12 при 95-процентном доверительном интервале от 0,98 до 1,28) процентов соответственно. Также повышенный риск смертности наблюдался от таких заболеваний, как болезни пищеварительного тракта, эндокринные и метаболические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, но не от рака. Самый высокий риск смерти обнаружили у детей, которые были подвержены ранней и тяжелой материнской преэклампсии — он был в шесть раз выше по сравнению с детьми, не подвергавшимися материнской гипертензии. Кроме того, диабет в анамнезе и низкий уровень образования матери также оказались связаны с повышенным риском смерти у детей.
Поскольку исследование было обсервационным, то нельзя сделать выводы о причинно-следственных связях. Кроме того, ученые не могут исключить влияния таких факторов, как курение, употребление алкоголя, плохое качество питания, ожирение и малоподвижный образ жизни у детей на протяжении жизни. Тем не менее, несмотря на ряд ограничений, исследование показывает, что гипертония при беременности, а в особенности эклампсия и тяжелая преэклампсия, связаны с высоким риском последующей смертности среди детей от различных причин.
Влияние здоровья матери на плод трудно переоценить, поэтому ученые продолжают исследования по выявлению различных рисков для ребенка во время беременности. Так, недавно американские ученые обнаружили, что прием парацетамола во время беременности связан с нарушениями сна и внимания у будущего ребенка. А ожирение и диабет у беременных может быть связан с высоким риском развития СДВГ у детей.
В перекрестных клинических испытаниях
Анаук ван дер Хайде (Anouk van der Heide) из Немегенского университета провел с коллегами перекрестные контролируемые клинические испытания и выяснил, что неселективный бета-адреноблокатор пропранолол снижает тремор при болезни Паркинсона и в состоянии покоя, и в стрессовой ситуации. В работе приняли участие 27 пациентов с выраженным тремором как минимум одной руки в покое в связи с болезнью Паркинсона. В разные дни им случайным образом назначали либо 40 миллиграмм пропранолола перорально, либо плацебо. После этого в покое и при выполнении стрессового задания с когнитивной нагрузкой у них регистрировали тремор с помощью акселерометра и мозговую активность с помощью функциональной МРТ. Результаты опубликованы в журнале Annals of Neurology.