Проспективное когортное исследование, проведенное в США, показало, что прием парацетамола (ацетаминофена) во время беременности связан с повышенным риском нарушений сна и внимания у будущего ребенка. Отчет о работе опубликован в журнале PLoS ONE.
Обезболивающее и жаропонижающе средство парацетамол — один из самых распространенных анальгетиков в мире и один из самых употребляемых беременными препаратов. Его применение в период гестации считается вполне безопасным, однако в последние годы стали появляться данные о том, что при продолжительном применении повышается риск астмы и нейроповеденческих дефектов у потомства. Это стало поводом для публикации в 2021 году консенсусного заявления американских экспертов, призывающих ввести меры предосторожности, но пока никаких регуляторных ограничений на использование препарата при беременности введено не было.
Чтобы уточнить возможную связь внутриутробного воздействия парацетамола с последующими отклонениями в нейроповеденческом развитии, Кристин Шнайдер (Kristin Sznajder) с коллегами по Университету штата Пенсильвания воспользовались данными 2423 пар мать—ребенок (возраст женщин на момент включения от 18 до 35 лет), принявших участие в проспективном когортном исследовании First Baby Study (FBS).
Всех участниц специалисты опрашивали по телефону на 36 неделе беременности, а также на 1, 6, 12, 18, 24, 30 и 36 месяцах после родов. Помимо прочего им задавали вопросы о принимаемых препаратах с уточнением дозы и частоты употребления. На первом интервью у женщин выясняли социодемографические показатели, уровень здоровья до беременности и особенности образа жизни (включая вредные привычки), а также определяли уровни социального стресса по опроснику PHS (Psychosocial Hassles Scale, шкала психосоциальных трудностей) и депрессии по EDS (Edinburgh Depression Scale, эдинбургская шкала депрессии). На первом интервью после родов уточняли их путь (естественный или кесаревым сечением) и наличие лекарственной стимуляции.
Данные о продолжительности и осложнениях беременности и родов, массы тела ребенка при рождении, его поле, оценке по шкале Апгар, наличии желтухи, применении искусственной вентиляции легких и пребывании в отделении интенсивной терапии брали из медицинской документации. На 36 месяце после родов развитие и поведение ребенка оценивали по опроснику CBCL (Child Behavior Checklist, контрольная карта поведения ребенка). Статистическую обработку данных проводили по критерию хи-квадрат и методом многопараметрической логистической регрессии с биномиальным распределением.
Всего парацетамол во время беременности принимали 1011 участниц (41,7 процента). Наиболее частыми показаниями к этому были головная боль и простуда. В 33,6 процента случаев женщинам проводили стимуляцию родов, в 29,4 процента — выполняли кесарево сечение.
У детей, матери которых принимали парацетамол, оказалась статистически значимо повышена оценка по трем из семи синдромов CBCL: замкнутости, нарушениям сна и внимания. Также на все семь синдромов оказывал существенное влияние пренатальный стресс. После введения поправки на этот фактор значимая связь приема парацетамола сохранилась с двумя синдромами: нарушениями сна (корригированное отношение шансов 1,23; 95-процентный доверительный интервал 1,01–1,51) и внимания (корригированное отношение шансов 1,21; 95-процентный доверительный интервал 1,01–1,45).
Поскольку применение парацетамола при беременности широко распространено, полученные результаты заслуживают внимания общественного здравоохранения и указывают на необходимость соблюдения соответствующих предосторожностей, заключают авторы работы.
Эти результаты дополняют метаанализ шести европейских когорт с общим участием 73881 ребенка, который показал, что прием парацетамола во время беременности связан с увеличением риска развития расстройств аутистического спектра на 19 процентов и синдрома дефицита внимания и гиперактивности на 21 процент.
По данным второй фазы испытаний
Американские исследователи провели вторичный анализ результатов клинических испытаний и обнаружили, что психотерапия с псилоцибином расстройства, связанного с употреблением алкоголя, приводит к выраженным и стойким многомерным изменениям личностных черт пациентов, и они связаны со снижением употребления спиртного после лечения. Отчет о работе опубликован в American Journal of Psychiatry.