Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам

Российские генетики исследовали ДНК 130 онежских поморов мужского пола из трех географически и культурно близких популяций. Они обнаружили 14 Y-хромосомных гаплогрупп, большая часть из которых приходится на I1, N3 и R1a. Оказалось, что каждая из трех популяций обладает собственным ярко выраженным генетическим портретом, но при этом поморы все же образуют собственный кластер. Ни одна из групп не была генетически схожа с коренным населением Новгородчины. Самыми близкими популяциями для онежских поморов оказались финноязычные народы севера Европы, жители Скандинавии и русское население, у которого присутствует заметный вклад от дославянского населения. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник Российского государственного медицинского университета.

Для населения Русского Севера характерно генетическое своеобразие. Так, русское население этого региона не только заметно отличается от южных популяций, но и весьма различно между собой. Это утверждение справедливо и для поморов — русскоязычной этнической группы, которая проживает преимущественно на берегах Белого и Баренцева морей. Поморы характеризуются своеобразным хозяйственным типом, в основе которого находится промысел (рыболовство и охота). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, к поморам себя относили 3,1 тысячи человек, причем две тысячи из них проживали в Архангельской области.

Традиционно считалось, что предки поморов — это выходцы из Новгородчины. Так, в Большой российской энциклопедии сообщается, что, начиная с XI века, Поморье заселялось в основном новгородцами. Однако недавнее генетическое исследование выявилось своеобразие генофонда новгородцев. Так, на уровне восьми предковых компонент одна из них («новгородская») достигала 91 процента, причем в других русских популяциях на ее долю приходилась максимум треть. В некоторых районах вклад «новгородской» оказался заметным, например, в Ярославской области, Кашинском районе Тверской области, в двух районах Рязанской области и Ленском районе Архангельской области. При этом северные русские популяции Архангельской области оказались отличны от жителей Новгородчины, с которой они были связаны исторически.

Российские генетики под руководством Елены Балановской (Elena Balanovska) из Медико-генетического научного центра имени Бочкова исследовали полиморфизм маркеров Y-хромосомы в трех популяциях онежских поморов, проживающих на Онежском, Летнем и Зимнем берегах (n = 130). Для анализа они взяли образцы крови у неродственных мужчин, предки которых до третьего поколения считали себя русскими или поморами.

В результате этой работы ученые обнаружили 14 Y-хромосомных гаплогрупп, самыми распространенными из которых оказались I1, N3 и R1a. Доля каждой из них составила примерно четверть. Кроме того, примерно по восемь процентов пришлось на гаплогруппы I2-P37.2 и R1b. Остальные варианты оказались редкими. Несмотря на то, что все три популяции поморов проживают недалеко друг от друга, среди них наблюдаются заметные отличия. Так, у жителей Зимнего берега реже встречается гаплогруппа N3a4, но чаще — I2, а у населения Онежского берега — наоборот. В популяции Летнего берега распространена гаплогруппа R1b, но отсутствует R1a-PPF6202.

Онежских поморов с другими русскими популяциями Архангельской области объединяет то, что у них заметную роль играют гаплогруппы R1a и N3a4. При этом у четверти изученного населения присутствовала гаплогруппа I1, в то время как у других северных русских она отсутствует. В то же время при анализе степени родства между разными популяциями генетики обнаружили, что расстояния между тремя группами поморов достаточно большие (d = 0,28), несмотря на их культурную и географическую близость. До остальных русских популяций дистанция оказалась еще больше (d = 0,76). Близкой к генофонду поморов Онежского берега выступило лишь русское население Ленского и Красноборского районов Архангельской области (d = 0,15) и жители Мологи (d = 0,17). От других поморских популяций они оказались гораздо дальше.

При сравнении с финноязычными, балтоязычными и славянскими популяциями поморы образовали собственный кластер в генетическом пространстве Северо-Восточной Европы. При этом больше всего онежские поморы оказались схожи с зарубежными народами. Общий генофонд трех популяций (каждая из которых обладает собственным ярко выраженным портретом) близок к югу Финляндии (но не к саамам). Говоря об отдельных группах поморов, выяснилось, что жители Онежского берега близки к финноязычным народам, например, вепсам, ижоре, карелам, финнам и ингерманландцам, а также к русскому населению с большим вкладом от дославянского населения. Генофонд популяции Летнего берега оказался схож со шведами и норвежцами, а Зимнего берега — с некоторыми популяциями финнов и шведов.

Исследователи заключили, что подобное своеобразие поморских популяций нельзя объяснить только дрейфом генов. Проверить гипотезы о происхождении этих групп, а также о миграционных потоках, участвовавших в их формировании, можно будет при анализе полных геномов. Отдельно генетики остановили свое внимание на мнении, что новгородская экспансия в значительной мере повлияла на генофонд Русского Севера. Генетические расстояния между новгородцами и тремя популяциями поморов оказались большими: у жителей Онежского берега дистанция составила 0,48, а у группы с Летнего берега — 1,09. По мнению ученых, внутренняя колонизация новгородцев, видимо, представляла собой расширение экономического и политического влияния, но не привела к серьезному изменению генофонда.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании ДНК 28 удмуртов и бесермян из разных популяций. Оказалось, что их геномы отличаются вкладом одной предковой группы, которую российские генетики назвали «удмуртской».

Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры