Необычное захоронение раскопали во Франции
Джером Рук (Jérôme Rouquet) из Национального института охранных археологических исследований Франции (Inrap) совместно с коллегами описал необычное погребение, раскопанное на юге страны. В 2017 году в Окситании археологи обнаружили яму диаметром 2,9 метра, на дне которой располагался скелет взрослой женщины, умершей в возрасте 20–49 лет. Ученые обратили внимание на то, что ее череп, подпертый правой рукой, лежал на костях грудной клетки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
Исследователи отметили, что раскопанное захоронение относится к археологической культуре Вераза, которая существовала на севере современной Испании и юге Франции примерно в 3500–2000 годах до нашей эры, то есть в позднем неолите — энеолите. Ученые подтвердили это с помощью радиоуглеродного анализа, который показал, что женщина умерла около 2700–2600 годов до нашей эры. Плохая сохранность шейных позвонков не позволила определить, каким образом ей отсекли голову. Однако исследователи полагают, что это произошло или в момент, когда ее убили, или же вскоре после смерти — до того, как разложились мягкие ткани. По данным археологов, прямых аналогов этому захоронению во Франции не находили.
В конце X века этого миссионера, по-видимому, убили язычники
Бразильский исследователь и 3D-дизайнер Сисеро Мораис (Cicero Moraes) совместно с коллегами из Австралии, Польши и Чехии создал очередную цифровую реконструкцию внешности исторического деятеля. На этот раз команда сконцентрировала свои усилия на предполагаемых останках католического святого Адальберта Пражского (Святого Войцеха), погибшего в конце X века нашей эры. Исследованные останки принадлежали мужчине возрастом около 50 лет, голову которому отсекли чем-то вроде меча или топора. С помощью методов фотограмметрии ученые создали трехмерную модель его черепа, а затем провели судебно-медицинскую реконструкцию лица. Итоговый результат, опубликованный в статье из журнала Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage, они представили в виде двух реконструкций: научной (с нейтральным цветом кожи, глаз и волос, а также без прически, бороды и элементов одежды) и более художественной, которая включает детали внешнего облика, объективная информация о которых у исследователей отсутствовала.