В Красноярском крае обнаружили десять наскальных изображений

Российские ученые провели исследование писаниц Нистафоровка-1 и Нистафоровка-2, расположенных в Красноярском крае. В общей сложности они обнаружили десять новых наскальных изображений, выполненных охрой. Эти произведения относятся к разным эпохам, охватывая промежуток от ранней бронзы до Средневековья. Об этом сообщается на сайте Русского географического общества.

На юге Красноярского края находится самая крупная в Западном Саяне межгорная котловина — Усинская, которая в силу своего географического положения недостаточно изучена археологами. За годы работ ученые обнаружили здесь несколько памятников наскального искусства: Шигрей, Усть-Федоровка, Нистафоровка-1 и Нистафоровка-2. Последние две писаницы Саянская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН выявила в 2009 году, когда проводила разведки в рамках проекта по строительству железнодорожной линии Курагино — Кызыл. Так, на памятнике Нистафоровка-1 они зафиксировали наскальные рисунки, выполненные темно-красной охрой. Они включали фигуры лосей, косые кресты, полосы и схематичное антропоморфное изображение. На писанице Нистафоровка-2 зафиксировали примерно десять изображений, сохранившихся фрагментарно. Среди них один рисунок животного (возможно, лосихи) и абстрактные фигуры.

При вводе в научный оборот этих наскальных изображений археологи посчитали, что они датируются ранней бронзой, когда в этом регионе существовала окуневская археологическая культура. Эта культура возникла во второй половине XXVI века до нашей эры и исчезла около XVIII века до нашей эры. Среди ученых существует дискуссия относительно происхождения окуневцев. Однако палеогенетические данные указывают на то, что они сложились преимущественно из автохтонного населения Сибири с небольшой примесью от афанасьевцев. Яркой чертой окуневской культуры выступает искусство, например, выбитые или нарисованные охрой изображения на скалах, объемные стелы, изображения на плитах, а также мелкая пластика.

Археолого-этнографическая экспедиция в рамках исследовательского проекта «Красноярский край глазами географа» провела исследования рядом с селом Верхнеусинское, расположенным в Ермаковском районе Красноярского края. В нынешнем сезоне исследователи сосредоточили внимание на скальных массивах, на которых ранее выявили две писаницы — памятники наскального искусства, оставленные древними людьми. Это объекты получили название Нистафоровка-1 и Нистафоровка-2.

По словам археолога Александра Заики (Alexander Zaika) из Красноярского государственного педагогического университета, в ходе нынешних работ исследователи изучили ранее известные наскальные композиции, а также обнаружили новые рисунки. В общей сложности им удалось зафиксировать десять новых наскальных изображений людей, животных и неизвестных символов. Заика отметил, что находки разновременные. Древнейшие из них относятся к эпохе ранней бронзы, то есть ко II тысячелетию до нашей эры, а самые поздние — к раннему Средневековью, то есть к I тысячелетию нашей эры. Найденные в этом году изображения нарисованы с помощью охры. Дальнейшие исследования этих памятников планируются в следующем году.

Ранее на N + 1 рассказывали о других наскальных изображениях, найденных российскими археологами. Так, на скалах горы Тепсей ученые обнаружили два изображения рожениц, которые, по всей видимости, создали представители окуневской культуры. А на Чукотке нашли наскальное изображение северного оленя.

Археологи удревнили возраст архаичных людей из памятника Динцунь