Палеогенетики отсеквенировали митохондриальную ДНК 25 представителей окуневской культуры, существовавшей в эпоху бронзы в Минусинской котловине. Ученые не нашли свидетельств того, что в формировании генофонда этой популяции принимали участие мигранты с запада. По мнению исследователей, окуневцы сложились на основе более древнего автохтонного населения, а генетические варианты, связанные с западно-евразийским кластером, можно объяснить влиянием афанасьевцев. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Вестник Новосибирского университета. Серия: История, филология.
Во второй половине XXVI века до нашей эры в Минусинскую котловину проникают группы нового населения, в результате чего складывается окуневская археологическая культура, просуществовавшая до XVIII века до нашей эры, то есть около 800–850 лет. Среди ученых нет единого мнения, относительно происхождения окуневцев. Так, некоторые археологи видят свидетельства того, что в ее формировании приняла участие новая волна мигрантов с запада. Согласно этой версии, придя в Минусинскую котловину, эти скотоводы полностью вытеснили или истребили живших там афанасьевцев, включив в свою популяцию лишь отдельных представителей. А в брак же вступали с потомками местного неолитического населения, оттесненного афанасьевцами. Согласно другой точки зрения, непосредственными предками окуневцев следует считать неолитическое население красноярско-канского района. А в более далекой перспективе — сибирское население эпохи палеолита, по своему происхождению близкое к людям с памятников Мальта и Афонтова Гора-II, то есть к популяции древних северных евразийцев (ANE).
До наших дней от окуневской культуры сохранились многочисленные памятники, которые сосредоточены на территории Минусинской котловины. Помимо погребально-поминальных комплексов, они представлены и более необычными памятниками, например, горными крепостями-све, долгое время считавшимися средневековыми. Кроме того, яркой чертой окуневской культуры выступает искусство, например, выбитые или нарисованные охрой изображения на скалах, объемные стелы, изображения на плитах, в том числе на погребальных ящиках, а также многочисленная мелкая пластика. Некоторые из подобных антропоморфных изображений позволили ученым говорить о существовании у окуневцев (и представителей нескольких других культур) культа солнцеголовых.
Группа российских ученых под руководством Александра Пилипенко (Alexander Pilipenko) из Института цитологии и генетики СО РАН исследовала происхождение носителей окуневской культуры. Для этого ученые отобрали для палеогенетического анализа образцы из могильников Сыда-V (n = 31), Барсучиха-II (n = 1) и Уйбат (n = 2). В результате исследования им удалось прочитать митохондриальную ДНК 25 человек.
Палеогенетики выяснили, что изученные образцы относились к десяти разным гаплотипам митохондриальной ДНК, шесть из которых оказались представлены лишь по одному разу. В исследованных материалах оказались представлены как западно-евразийский, так и восточно-евразийский кластеры, причем по численности носителей больше оказалось вторых. После этого ученые объединили полученные данные с ранее опубликованными 32 образцами митохондриальной ДНК представителей окуневской культуры.
Исследователи подчеркнули, что в прошлых работах также отмечалось присутствие гаплогрупп из обоих кластеров, причем восточно-евразийские варианты составляли примерно две трети выборки. Как и на других ранее исследованных памятника, среди людей из могильника Сыда-V оказалось много представителей восточно-евразийских гаплогрупп A8 и С5. По словам палеогенетиков, присутствие в генофонде окуневцев гаплотипов, связанных как с западной, так и с восточной частью Евразии, неудивительно. В целом это характерно и для других популяций Центральной Азии, Южной и Западной Сибири.
По мнению исследователей, в формировании окуневской культуры, видимо, принимали участие местные популяции. На это указывают такие гаплогруппы, как A8, A10, A11 и С5, которые, с точки зрения филогеографии, имеют сибирское или центральноазиатское происхождение. Палеогенетики отметили, что некоторые варианты митохондриальной ДНК, связанные с западно-евразийским кластером, могли оказаться в регионе вместе с афанасьевцами (например, U2e, U4 и U5a). Вместе с тем отдельные варианты ранее в более древних популяциях Южной Сибири ученые не встречали. Но, по их словам, явных признаков миграции нового населения, участвовавшего в сложении окуневской культуры, не наблюдалось. Хотя они отметили, что в настоящее время данных для того, чтобы отвергнуть возможность небольшой по масштабам миграции, у них недостаточно.
Палеогенетики заключили, что в любом случае основу генофонда окуневцев составили местные для Сибири компоненты. Западно-евразийские варианты могут объясняться влиянием афанасьевцев. Это согласуется и с накопленными данными по Y-хромосомным линиям. Так, среди окуневцев распространен вариант Q1a, характерный для древних жителей Центральной Азии и Сибири, который также встречается среди коренного населения Америки. Более редкие варианты NO и R1b связаны с своим происхождение с популяциями востока и северо-востока Евразии, а также представителями ямной и афанасьевской культур.
Ранее на N + 1 уже рассказывали об окуневской культуре. Так, недавно в Хакасии нашли редкую голову каменного изваяния на поминальном комплексе окуневцев. Вероятно, она свидетельствует о связях местного населения с жителями соседних территорий, например, с представителями чемурчекской культуры.
Михаил Подрезов
Скорее всего, рыбой их кормили люди
Американские ученые проанализировали останки псовых, живших в конце позднего плейстоцена — эпохе голоцене на территории Аляски. Среди прочего, исследователи обнаружили, что рацион некоторых особей, которых нельзя однозначно отнести ни к волкам, ни к собакам, начиная с 12 тысяч лет назад в значительной мере состоял из лосося. Возможно, это говорит о том, что древние люди, проживавшие в этом регионе, предпринимали попытки приручить волков, генетический след которых не выявлялся у более поздних американских собак. Статья, посвященная этому исследованию, опубликована в журнале Science Advances.