Палеогенетики выяснили, как повлияла Черная смерть на генофонд жителей норвежского города Тронхейм. Анализ 54 древних и современных геномов показал, что до второй пандемии чумы помимо скандинавов в нем проживали люди, генетические близкие к гэльскому населению Британских и Ирландских островов. А тронхеймцы XVII–XIX веков, предки которых прошли через бутылочное горлышко, оказались генетически схожи с современными жителями города. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
Чума представляет собой инфекционное заболевание, вызываемое грамотрицательной палочкой Yersinia pestis, самым опасным переносчиком которой выступает крысиная южная блоха (Xenopsylla cheopis). Человечество с древности сталкивалось с этой болезнью, свидетельства чему содержатся во многих письменных источниках, например, в Библии. Известны примеры и из археологической летописи, показывающие, что люди страдали от чумной палочки на протяжении как минимум нескольких тысячелетий. На сегодня древнейшее подтверждение этому происходит с территории Латвии, где раскопали останки инфицированного мужчины, жившего около 5300–5050 лет назад. Более молодые случаи известны и с территории России, например, два афанасьевца из Горного Алтая встретились с возбудителем болезни около 4800 лет назад.
Хотя заразиться чумой можно и сегодня, причем даже на территории нашей страны (подробнее об этом в материале «Территория черной смерти»), эта болезнь больше ассоциируется с двумя средневековыми пандемиями — Юстиниановой чумой и Черной смертью, а также с рядом последовавших за ними вспышек. Самая разрушительная пандемия (Черная смерть) разразилась в Европе в середине XIV и в ряде регионов континента значительно сократила количество населения, а некоторые местности и вовсе оказались полностью обезлюженными. После пика, пришедшегося на 1346–1353 годы, вспышки этой болезни возникали каждые 10–15 лет, о чем можно прочитать в материале «Просто чума».
Шьям Гопалакришнан (Shyam Gopalakrishnan) из Копенгагенского университета совместно с коллегами из 20 стран мира решил выяснить, как Черная смерть повлияла на генофонд жителей норвежского города Тронхейм. Для этого ученые прочитали 54 генома людей, живших до второй пандемии чумы и в XVII–XIX веках, а также наших современников. Ученые отметили, что прошлые исследования, основанные на масштабе заброшенных сельхозугодий, показали, что население Норвегии около 1500 года достигало всего лишь 40 процентов от допандемийного максимума.
Для палеогенетического анализа исследователи отобрали останки 11 человек, найденные рядом с бывшей церковью Святого Олафа, а также кости 13 человек, покоившихся возле лютеранского собора в Нидаросе. Оба этих приходских некрополя, согласно археологическим и историческим данным, использовались для захоронения представителей всех социальных групп. Оставшиеся 30 геномов представляют собой выборку из случайных современных жителей Тронхейма.
Метод главных компонент показал, что на графике современные жители Тронхейма группируются вместе с людьми XVII–XIX веков и другими современными скандинавами. В то же время допандемийное население города, хоть и группируется с современными скандинавами, находится на удалении от более поздних популяций. Кроме того, геномы четырех человек, живших до пандемии Черной смерти, указали на то, что люди происходили с Британских или Ирландских островов. D-статистика и моделирование с помощью программы ADMIXTURE показали схожий результат: трое из этих четырех человек имели больше гэльских предков, нежели скандинавских. Предварительный анализ изотопов стронция и кислорода позволил ученым предположить, что эти индивиды могли родиться на севере Британских островов, а позже мигрировать в Тронхейм.
В результате проведенной работы палеогенетики заключили, что до Черной смерти Тронхейм представлял собой город, привлекавший иммигрантов не только из Норвегии, но даже из более отдаленных мест. Однако исследование генофонда показало, что после второй пандемии чумы это изменилось. Кроме того, анализ нуклеотидного разнообразия указывает на то, что популяция Тронхейма, жившая после Черной смерти, прошла через бутылочное горлышко.
Интерес к пандемии Черной смерти проявляют ученые из разных областей. Так, палеогенетики выяснили, что в Европу она пришла из окрестностей Тянь-Шаня, где исследователи нашли останки трех жертв чумы 1338–1339 годов. А палеоботаники пришли к выводу, что пандемия не привела к повсеместному демографическому кризису в Европе.
Михаил Подрезов
Останки этой девочки обнаружили в Аргентине у вершины вулкана
Биоархеологи проанализировали изотопный состав волос и фрагмента ребра девочки, которую инки принесли в жертву на вулкане Кеуар во время ритуала капакоча. Ученые пришли к выводу, что, похоже, ребенок происходил из высокогорного региона и ранее проживал на высоте около 2500–3000 метров над уровнем моря. Кроме того, как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, в последние месяцы жизни, вероятно, рацион девочки включал заметное количество морских водорослей.