Орнитологи уточнили маршруты миграций пеночек-таловок с Аляски. Оказалось, что осенью эти птицы добираются до северо-востока России, а затем движутся на юг. После короткого отдыха на юге российского Дальнего Востока пеночки продолжают путешествие через Китай или Японию, чтобы добраться до Филиппин или островов Палау соответственно. Общая протяженность их осенней миграции составляет около 8500 километров. Результаты исследования опубликованы в Ecology and Evolution.
Даже среди мелких птиц есть виды, которые совершают впечатляющие миграции. Например, рубиновогорлые колибри (Archilochus colubris) без остановок преодолевают Мексиканский залив по пути к местам зимовки в Центральной Америке, а дроздовидные камышовки (Acrocephalus arundinaceus) из Европы дважды в год пролетают над пустыней Сахара и Средиземным морем. Еще более продолжительные путешествия характерны для обыкновенных каменок (Oenanthe oenanthe) с Аляски и из Западной Канады. Осенью эти птицы пересекают Берингов пролив, после чего через всю Евразию добираются до Северной Африки.
Команда орнитологов под руководством Эвана Адамса (Evan M. Adams) из Института исследований биоразнообразия в Портленде решила подробнее изучить миграции еще одного дальнего мигранта — пеночки-таловки (Phylloscopus borealis). Этот вид мелких воробьиных птиц гнездятся по всей Северной Евразии от Скандинавии до Чукотки и российского Дальнего Востока, а также на Аляске, а места его зимовки расположены в Юго-Восточной Азии.
Адамс и его коллеги сосредоточили внимание на пеночках-таловках из аляскинской популяции. В летние месяцы 2016-2018 годов исследователи поймали в национальном парке Денали 61 самца этого вида, оснастили их геолокаторами и отпустили. В 2017-2019 годах шесть помеченных пеночек удалось повторно поймать на Аляске, чтобы вернуть устройства.
Геолокаторы двух особей записали маршрут их миграций от мест гнездования до зимовок в Юго-Восточной Азии. Перелет первой птицы был записан в 2016 году, а второй — в 2018 году. Обе пеночки покинули места гнездования в конце августа — начале сентября, после чего отправились на северо-запад, пролетели над Северным Ледовитым океаном и достигли северо-востока России. Затем они отправились на юг, совершили остановку на юге российского Дальнего Востока и продолжили путешествие.
Одна из особей пролетела над Китаем, отдохнула на юго-востоке Китая и двадцатого октября добралась до филиппинского острова Палаван, традиционного места зимовки пеночек-таловок. Вторая долетела до Японии, провела здесь некоторое время и пятнадцатого октября достигла тихоокеанских островов Палау, где пеночек-таловок до сих пор не встречали. В общей сложности первая пеночка преодолела 8500 километров, а вторая — 8700 километров. Средняя скорость их движения составила 197 и 181 километров в сутки соответственно.
На обратном пути геолокаторы обеих пеночек перестали работать. Тем не менее, устройству, которое было закреплено на птице, зимовавшей на Палау, удалось записать часть ее весеннего маршрута. Он пролегал вдоль побережья Японии и Камчатки.
Адамс и его соавторы отмечают, что из-за антропогенных изменений климата ареал пеночек-таловок смещается к северу, из-за чего маршруты их миграций могут измениться. В этих условиях информация о путешествиях данного вида особенно важна.
Ранее мы рассказывали, как орнитологи выяснили, что пеночки-теньковки (P. collybita), обитающие в аэропортах и ежедневно слушающие сильный низкочастотный шум, теряют слух и становятся более агрессивными. Такие особи поют на более низких частотах и чаще атакуют колонки, которые воспроизводят пение сородичей.
Сергей Коленов
Потомство самки по имени Антония поможет обогатить генофонд этого вымирающего вида
Зоологи впервые получили потомство от клонированной самки американского хорька. Этот вид хищников находится под угрозой исчезновения и страдает от низкого генетического разнообразия, поскольку все его современные представители происходят всего от семи предковых особей. Чтобы обогатить генофонд хорьков, зоологи клонировали самку по имени Уилла, которая умерла в 1988 году и не оставила ныне живущих потомков. В этом году один из трех ее клонов, самка по имени Антония, принесла трех детенышей. Как сообщается в пресс-релизе Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США, двое из них выжили и теперь быстро растут.