Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Живущие в аэропортах пеночки-теньковки оглохли и озлобились

Пеночка-теньковка (Phylloscopus collybita)

Imran Shah / flickr.com

Птицы, обитающие в аэропортах, и ежедневно слушающие сильный низкочастотный шум, становятся агрессивными и теряют слух, говорится в British Ecological Society. К такому выводу исследователи пришли после изучения песен и поведения пеночек-теньковок, живущих в двух аэропортах и в лесу. Пеночки в аэропортах стали петь на более низких частотах, и по-видимому, теряли слух (это подтвердили и лабораторные исследования). К тому же они чаще атаковали колонки, которые воспроизводили пение чужих птиц.

На животных, как и на людей, плохо влияет повышенный уровень антропогенного шума. Из-за него животные могут покинуть свое жилище, у них может вырасти уровень связанных со стрессом гормонов и измениться система коммуникаций (1, 2). У людей повышенный уровень шума вызывает потерю слуха, нарушения сна, повышение уровня артериального давления. Уровень шума, вызываемый взлетом самолетов, может достигать 100 децибел даже на расстоянии больше 100 метров от взлетной полосы. Помимо прочего, шум мешает животным общаться друг с другом, заглушая издаваемые ими звуки.

В принципе, животные, обитающие вблизи источников антропогенного шума, могут увеличить амплитуду издаваемых звуков, и тем самым увеличить отношение сигнал/шум; либо они могут общаться в перерывах между издаваемыми шумами. Если животным мешает низкочастотный шум, они могут повысить частоту своего собственного сигнала.

До сих пор биологи лишь однажды исследовали, как шум от самолетов влияет на структуру коммуникации птиц. Оказалось, что у черных дроздов, обитавших в аэропорту и в лесу, частота песен оказалась одинаковой. По мнению исследователей, изменение частоты неэффективно и не заглушает шум самолетов, поэтому птицы ее не используют. Они либо покидают гнезда в шумных местах, либо перестают петь, если шум очень громкий.

Исследователи из Великобритании и Нидерландов под руководством Сельвино де Корта (Selvino R. de Kort) из Университета Манчестер Метрополитен провели еще одно исследование коммуникации птиц, живущих в аэропортах. Они сравнили структуру пения пеночек-теньковок (Phylloscopus collybita), обитающих в аэропортах Манчестера (38 птиц) и Амстердама (18 птиц), и в двух национальных парках, расположенных в 20 и 50 километрах от аэропортов (30 и 15 птиц соответственно). Также ученые измеряли уровень шума самолетов в манчестерском аэропорту и оценивали, как он влияет на пение теньковок. Во время взлета самолетов уровень шума варьировался между 67 и 118 децибелами, в то время как шум в национальном парке находился на уровне 42-67 децибел. Между полетами шум в манчестерском аэропорту снижался до 45-57 децибел.

Пеночки-теньковки, в том числе, гнездятся в Центральной и Северной Европе, но на зиму улетают в Северную Африку и страны Средиземноморья. В марте возвращаются первые самцы. В течение брачного сезона, который длится до конца июня, они защищают территорию с помощью пения. При общении с другими особями, теньковки изменяют частоту и время исполнения песен. Известно, что эти птицы умеют изменять частоту песен в ответ на антропогенное воздействие.

Авторы исследования записывали пение теньковок с шести часов утра до полудня с 17 марта по 30 июня 2014 года в манчестерском аэропорту и национальном парке, где жила контрольная группа. Запись птичьих голосов и взлетающих самолетов в Нидерландах ученые проводили в мае 2015 года. Птицы, обитающие в Великобритании, весной 2015 года поучаствовали еще в одном эксперименте: им проигрывали песни 22 самцов (по 11 в аэропорту и национальном парке).

Оказалось, что теньковки в аэропортах поют на более низких частотах, чем в лесу. Максимальная частота их песен была ниже (p = <0.001), чем у популяции из национальных парков. Также ученые выявили обратную корреляцию между максимальной частотой птичьих песен и уровнем шума в манчестерском аэропорту. При повышении уровня антропогенного шума максимальная частота песен уменьшалась (p = 0.001). Хотя для маскировки низкочастотных шумов снижение частоты не помогает, а наоборот, усиливает их. Поэтому авторы исследования предположили, что изменение частоты пения пеночек может быть связано с наступающей глухотой. Этот вывод подтверждают и лабораторные исследования: зебровые амадины (Taeniopygia guttata), которые в течение нескольких месяцев жили, слушая шум автомобильного движения, теряли слух.

Также исследователи выяснили, что самцы пеночек, обитающие в манчестерском аэропорту, оказались более агрессивны по сравнению с лесной популяцией. Птицы в обеих группах в ответ на голос чужих самцов пели меньше песен и подлетали к колонкам, из которых транслировался звук. Часть птиц даже атаковала их. Таких агрессивных самцов было в пять раз больше в аэропорту, чем в лесу (25 и 5 особей, соответственно).

По оценкам авторов, только вокруг аэропорта Манчестера, в зоне антропогенного шума обитает около 16 тысяч птиц 100 видов, которые теряют слух. Учитывая, что аэропорты строятся и растут по всей планете, это становится общемировой проблемой.

Пару лет назад ученые выяснили, почему у людей после прослушивания громкой музыки или шума портится слух. Его воздействие приводит к перестройке связи между нейронами в центральной слуховой зоне в среднем мозге. Но прослушивание белого шума помогает восстановить слух.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.