Привычка смотреть YouTube за час до сна или непосредственно перед засыпанием негативно влияет на сон подростков — каждые полчаса, потраченные на YouTube перед сном, приводили к сокращению общего времени сна примерно на 11 минут, а просмотр Netflix в постели перед тем, как заснуть, оказался связан с повышенной дневной сонливостью. Исследование, проведенное австралийскими психологами, опубликовано в Sleep Medicine.
Подросткам в возрасте от 14 до 17 лет рекомендуется спать по 8-10 часов в сутки, однако в среднем в школьные дни они спят от 7,5 до 9 часов. Нехватка сна ведет к низкой успеваемости, ослаблению иммунной системы, плохому настроению и другим негативным последствиям.
Гаджеты, сидение в соцсетях и чтение новостей онлайн связаны с уменьшением продолжительности сна. Метаанализ показал, что использование смартфона перед сном увеличивает вероятность короткой продолжительности сна и ухудшает его качество, а также связано с чрезмерной дневной сонливости. Лонгитюдное исследование показало, что время, потраченное на использование технологий, предсказывало более короткий сон и наоборот. Однако ученые также отмечают, что, например, подростки, которые испытывают проблемы со сном, могут использовать гаджеты, чтобы скоротать время бодрствования. При этом есть свидетельства, что ограничение использования технических устройств подростками улучшает показатели сна, например, более раннее время отбоя.
Австралийский психолог Мэг Пиллион (Meg Pillion) из Университета Флиндерса (Flinders University) совместно с коллегами изучила не только как связано использование различных девайсов с подростковым сном, но и какие именно приложения влияют на него сильнее всего. В исследовании приняли участие 711 подростков от 12 до 18 лет. Они заполняли опросник о своих привычках использования гаджетов в вечернее время и качестве сна. Особый интерес представляли данные о сне в школьные дни. Дети оценивали также свою дневную сонливость, отвечали на вопросы о дневном сне, употреблении кофеина, продолжительности сна, использовании света при засыпании и другие. Также учитывался их социально-экономический статус. Помимо исследования использования различных устройств, также учитывались конкретные приложения, с которыми взаимодействовали подростки: например, Instagram*, Facebook*, Snapchat, Twitter, YouTube, Reddit, Tumblr, Netflix, Spotify и другие (однако исследование не включало TikTok, поскольку на момент сбора данных приложение не было еще так популярно). Исследование включало два временных периода, которые учитывались при анализе: использование девайсов за час до сна и использование их в постели, непосредственно перед сном.
Более 97 процентов подростков сообщили об использовании устройств за час до сна и более 76 процентов — в постели, непосредственно перед тем как уснуть. Подавляющее большинство участников исследования пользовались смартфоном (98,8 процентов) и ноутбуком (90,2 процента). При этом телефон еще был и устройством, которым пользовались дольше всего как за час до сна (M = 34,0, SD = 21,2 минут), так и непосредственно перед сном (M = 42,3, SD = 53,6 минут). Самыми популярными приложениями были Instagram (61,8 процентов), Snapchat (58,7 процентов), YouTube (52,2 процентов), мессенджеры (36,6 процентов), Spotify (35,6 процентов), Netflix (30,9 процентов) и Facebook (26 процентов). Дольше всего и перед сном, и за час до сна подростки использовали Snapchat (M перед сном = 24,1, SD = 41,2 минут; M за час до сна = 22,3, SD = 23,0 минут) и YouTube (М за час до сна = 21,6, SD = 23,3 минут; М перед сном = 24,9 минут, SD = 41,4).
Среднее время общей продолжительности сна подростков составило 7,7 часов, что ниже рекомендуемой нормы. Кроме того половина участников жаловалась на повышенную дневную сонливость. Анализ данных показал, что использование телефона за час до сна связано с более поздним отходом ко сну (p = 0,003) и каждые 30 минут, потраченные на телефон, задерживают его примерно на 9 минут. Продолжительность использования ноутбука также была связана с поздним отбоем (p = 0,004). Интересно, что просмотр телевизора за час до сна наоборот приводил к раннему отходу ко сну (p = 0,006), каждые 30 минут просмотра ассоциировались с более ранним отбоем примерно на 9 минут. Сильнее всего на общей продолжительности сна сказывались игры: каждые 30 минут, проведенные в игре, были связаны с ~ 16 минутами более позднего отбоя и ~ 14 минутами меньшей общей продолжительности сна. Что касается приложений, то просмотр YouTube за час до сна вел к позднему отбою (p = 0,003) и меньшей продолжительности сна(p = 0,001): каждые 30 минут оттягивали время выключения света на 13 минут и уменьшали общее время сна примерно на 11.
Что касается просмотра YouTube непосредственно перед сном, то и тут он был связан в поздним отходом ко сну и меньшей длительностью сна в школьные дни. А вот просмотр Netflix в постели был связан с последующей повышенной дневной сонливостью (p = 0,002). Значимая связь была установлена между общей продолжительностью сна и телефонами, ноутбуками, текстовыми сообщениями, Instagram, Snapchat, а также между сонливостью и телефонами, Snapchat, YouTube и Netflix. При этом не было использование устройств и приложений не влияло на время, необходимое подросткам, чтобы заснуть. Кроме того, анализ показал, что просмотр YouTube в течение 15 минут за час до сна на 24 процента увеличивал вероятность недосыпа (отношение шансов = 0,98, ДИ 95 процентов = [0,98, 0,99], р <0,001) в школьные дни, а просмотр в постели — на 18 процентов (отношение шансов = 0,99, ДИ 95 процентов = [0,98, 0,99], р <0,001). Таким образом YouTube был единственным приложением, которое постоянно было связано с негативным влиянием на результаты сна.
Ранее ученые выяснили, что люди после плохого ночного сна или бессонной ночи меньше хотят помогать другим. А при переходе на летнее время, когда «теряется» час сна, они жертвуют меньшие суммы. Кроме того оказалось, что прерывистый сон и частые пробуждения ночью повышает риск атеросклероза.
*Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Надежда Чекасина
Агентство потребовало дополнительных испытаний
Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) приняло решение в настоящее время не лицензировать мидомафетамин (метилендиоксиметамфетамин, МДМА) для лечения посттравматического стрессового расстройства в комбинации с психотерапией, говорится в пресс-релизе компании Lykos Therapeutics. Это решение соответствует выданному ранее заключению независимой экспертной комиссии управления. Как следует из полного ответного письма FDA, рассмотрение заявки на регистрацию нового лекарственного средства проведено полностью, и оно не может быть одобрено к применению на основании предоставленных данных. Управление потребовало у компании-производителя провести еще одни клинические испытания третьей фазы, чтобы уточнить эффективность и безопасность применения мидомафетамина по заявленному показанию.