Восточную Африку назвали прародиной домашних ослов

Генетики исследовали 207 современных и 31 древний геном ослов, чтобы выяснить историю их одомашнивания. В результате этой работы они пришли к выводу, что доместикация этих животных произошла в Африке около 5000 года до нашей эры. По их данным, больше всего похожи на потомков самых ранних одомашненных ослов особи из стран Африканского Рога и Кении. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Ослы (Equus asinus) стали первыми вьючными и верховыми животными, которых одомашнил человек. Но время и место их доместикации оставалось дискуссионным. Это объясняется в первую очередь весьма ограниченными археологическими данными. Исследователи предполагали, что это произошло примерно 6000–5000 лет назад. Так, на египетских памятниках Эль-Омари (около 4800–4500 годов до нашей эры) и Маади (около 4000–3500 годов до нашей эры) ученые нашли останки ослов, которые, судя по всему, были одомашнены. После 3000 года до нашей эры эти домашние животные присутствовали и в Юго-Западной Азии. Предками домашних особей считаются древние африканские дикие ослы (E. africanus), причем рассматривают в этом качестве как сомалийского дикого осла (E. a. somaliensis), и так и нубийского осла (E. a. africanus). Кроме того, в Африке присутствовали и другие подвиды, например, атласский осел (E. a. atlanticus), вымерший в римскую эпоху. Однако существует и иная гипотеза, в рамках которой в качестве возможной прародины домашних ослов также рассматривают и Юго-Западную Азию, где были обнаружены спорные находки, возраст которых значительно превышает египетские.

Группа ученых из десяти стран под руководством Людовика Орландо (Ludovic Orlando) из Университета Поля Сабатье исследовала происхождение домашних ослов. Для этого генетики секвенировали ДНК 49 современных особей из мало представленных регионов и объединили полученные данные со 158 ранее опубликованными последовательностями. Филогенетический анализ показал, что геномы делятся на две клады. К первой (A) относятся африканские особи, в то время как вторую (B) образуют в основном неафриканские животные.

Анализ геномов позволил ученым прийти к выводу, что на роль потомков самых ранних одомашненных ослов лучше всего подходят особи из стран Африканского Рога (Сомали и Эфиопия) и Кении. Согласно их расчетам, это произошло около 5200 года до нашей эры, что в целом соответствует археологическим данным. Отделение генетической линии европейских ослов произошло около 2800 года до нашей эры, а несколько позже это произошло с азиатскими ослами. При этом ослы из Нубии (Египет и Судан) и Магриба (Тунис) оказались генетически близки к особям из Анатолии и Леванта. Это, похоже, свидетельствует о том, что предки животных сначала оказались в Евразии, а потом вновь вернулись в Африку.

Затем генетики решили провести анализ 31 древней ДНК ослов, останки которых происходили с 11 памятников, охватывающих регионы от Португалии до Центральной Азии. Три самых древних генома относились к особям, умершим около 2564–2039 годов до нашей эры на территории современной Турции. В целом анализ древних геномов подтвердил первоначальные выводы исследователей, что ослы начали распространяться по Евразии около 2500 года до нашей эры. Примечательно, что почти все древние образцы из Европы группировались вместе с современными животными. Однако два осла римского времени из Франции и один средневековый осел из Португалии оказались генетические близки к особям из Западной Африки. Это свидетельствует о контактах между регионами, начиная с древности.

Ученые также решили выяснить, скрещивали ли древние животноводы близкородственных особей. Протяженные области гомозиготности указали на то, что инбридинг был, но примерно на том же уровне, что и у современных ослов. Этим ослы оказались отличны от современных лошадей, в геномах которых содержится гораздо больше свидетельств близкородственных скрещиваний, нежели у их древних предков. Исследователи также отметили, что в геномах современных ослов из Африки и с юга Аравийского полуострова наблюдается от 0,24 до 6,99 процента примеси от диких особей. Кроме того, примесь от кианга (E. kiang) демонстрирует геном из Китая.

Отдельного внимания ученых заслужили останки шести животных, обнаруженные на римской вилле во французском городе Буанвиль-ан-Воэвр. В их геномах ученые нашли признаки недавнего близкородственного смешения. По всей видимости, это свидетельство селекции, направленной на получение дорогих животных высокого роста. Так, пять особей из этой группы достигали роста в холке 148–156 сантиметров.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеогенетикам удалось обнаружить древнейших гибридных животных, выведенных селекционерами раннего бронзового века (около 2600–2200 годов до нашей эры). Они оказались потомками диких ослов (E. africanus) и сирийских куланов (E. hemionus hemippus).

Двум древним китайцам в наказание ампутировали части ног