В Германии раскопали погребение женщины с 1400-летним складным стулом

Археологи обнаружили в Средней Франконии погребение женщины, умершей приблизительно в возрасте 40–50 лет около 600 года нашей эры. Среди ее сопроводительного инвентаря оказался складной железный стул. Это всего лишь вторая подобная находка эпохи раннего Средневековья, сделанная в Германии. Об этом сообщается в пресс-релизе Управления по охране памятников Баварии.

Складные стулья представляют собой достаточно редкую категорию сопроводительного инвентаря умерших. Обычно археологи интерпретируют их как особые подношения, предполагая, что при жизни покойный обладал высоким социальным статусом. На сегодня в Европе известно около 30 погребений эпохи раннего Средневековья, в которых сохранились остатки складных стульев, причем лишь несколько из них были изготовлены из железа. Примечательно, что в основном подобный инвентарь присутствовал в женских могилах.

В Западной Европе стулья встречаются, в частности, в погребениях франков, лангобардов и англосаксов. Так, на севере Франции обнаружили железный таушированный стул времен династии Меровингов в женском погребении, раскопанном в могильнике Брени. У лангобардов известны металлические стулья с серебряными инкрустациями. Такие находки, например, были сделаны в могильнике Ночера-Умбра (Центральная Италия), относящемся к концу VI — началу VII века. Стулья встречаются в раннесредневековых погребениях не только у германских племен, но и, например, у авар. Кроме того, складной стул присутствовал среди инвентаря на одном из самых ярких археологических памятников эпохи Великого переселения народов — княжеского погребения, случайно обнаруженного рядом с местечком Концешти в Румынии. Большая часть находок из этого погребения еще в начале XIX века поступила в Эрмитаж.

Археологи из Управления по охране памятников Баварии проводили раскопки в коммуне Штайнсфельд, расположенной в Средней Франконии. Они обнаружили раннесредневековую могилу размером 1,3 на 2,7 метра, которая предварительно датирована примерно 600 годом нашей эры. Внутри нее находились останки женщины, умершей в возрасте 40–50 лет, на шее которой находилось ожерелье из маленьких разноцветных стеклянных бусин. Кроме того, на ее поясе археологи нашли две броши, одна из которых была с альмандином, пряслице, а также большую бусину, изготовленную в технике миллефиори.

Рядом с женским погребением исследователи нашли еще могилу мужчины. При нем находились остатки поясного ремня с бронзовой пряжкой и поясной сумкой, а также костяной гребень и предметы вооружения: копье, щит и спата — прямой и длинный обоюдоострый меч.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках, сделанных в Баварии. Так, исследователи обнаружили и заморозили жидким азотом средневековое детское погребение с собакой. Кроме того, ученые раскопали могилу VII–VIII веков нашей эры, в которой находился убитый в бою мужчина. Его похоронили ничком, но с ценными вещами.

В скелете вымершего псового с патагонского погребения заподозрили останки питомца индейцев