Немецкие археологи заморозили жидким азотом средневековое детское погребение с собакой

Немецкие археологи обнаружили в Баварии богатое погребение мальчика VII века нашей эры, в ногах которого лежали останки собаки. Внутри гробницы находились отлично сохранившиеся золотые и серебряные украшения, меч, остатки изделий из кожи и ткани. Для безопасной доставки находок в лабораторию ученым пришлось заморозить содержимое камеры жидким азотом. О результатах работ сообщается в пресс-релизе Управления по охране памятников Баварии.

После падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры в Южной Германии и окрестных землях начало формироваться племя баваров. Предположительно, оно сложилось из остатков кельтов, местных римлян, части франкского и алеманнского населения и других германцев. Хотя первое упоминание баваров готским историком Иорданом относится лишь к 551 году, около 555 года они организовали племенное герцогство, находившееся в зависимости от франков. В VII–VIII веках бавары приняли христианство, что привело к изменению погребальных традиций. Людей все чаще стали хоронить без инвентаря, а погребальные комплексы становились меньшего размера.

Важное место в работе археологов занимает полевая консервация. Она представляет собой ряд временных мер, направленных на сохранение целостности находок сразу же после их обнаружения. Это может подразумевать расчистку в раскопе, укрепление материала, извлечение артефактов из земли или упаковку. В некоторых случаях приходится транспортировать целые погребения, если время или погода не позволяют должным образом проводить работы на месте.

Археологи из Управления по охране памятников Баварии обнаружили в районе Маттзиса хорошо сохранившуюся детскую могилу VII века нашей эры. В ней находились останки мальчика из богатой семьи, на что указал погребальный инвентарь — меч и пояс с золотыми украшениями. Плотно сделанные каменные стены и перекрытие практически не пропускали осадки внутрь камеры. Это позволило находкам сохраниться очень хорошо, в том числе остаткам ткани и кожи — от ножен, оружейного пояса, одежды и, возможно, савана.

Ученые отметили, что нередко в раннем Средневековье в погребениях присутствуют предметы с христианской символикой. Так, в могиле ребенка были найдены кресты из сусального золота. Кроме того, в погребальной камере находились серебряные браслеты, шпоры и бронзовая чаша. В ногах мальчика лежали останки собаки. О возрасте ребенка, по мнению археологов, говорить рано. Однако молочные зубы позволили предположить, что ему не больше 10 лет.

Главный консерватор Управления по охране памятников Баварии Матиас Пфайль (Mathias Pfeil) отметил, что сегодня сохранилось не так много лоскутков средневековой ткани. Новые находки, по его словам, позволят по-новому взглянуть на мир моды той эпохи.

Однако извлечение могилы и транспортировка ее в лабораторию для ученых оказались проблемами. Внутри нее не было стабилизирующих отложений, поэтому она могла легко повредиться в дороге. Исследователи прибегли к помощи шоковой заморозки — они слой за слоем смачивали содержимое камеры водой и замораживали ее жидким азотом при температуре −196 градусов Цельсия. Процедура длилась 14 часов, после чего погребение было извлечено с помощью подъемного крана и доставлено для реставрационных работ в лабораторию города Бамберг.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках археологов, сделанных в Баварии. Так, в окрестностях Мюнхена исследователи нашли останки раннесредневековой молодой знатной женщины и мужчины-воина, а в Нердлингенском Рисе ученые обнаружили два погребения алеманнов, в одном из которых находились останки всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости.