Археологи нашли погребение алеманнского всадника с вооружением и гребнем из слоновой кости

Немецкие археологи обнаружили в Баварии два погребения алеманнов VI века нашей эры. В могиле пожилого всадника находились предметы вооружения и редкий гребень из слоновой кости, на котором изображены убегающие от хищников газели. В погребении взрослой женщины среди прочего находилось необычное для этого региона высококачественное керамическое блюдо, сделанное в Тунисе. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Управления по охране памятников Баварии.

На территориях современных Юго-Западной Германии, Северной Швейцарии, Восточной Франции и Западной Австрии в начале нашей эры сформировался германский племенной союз алеманнов, впервые о котором упоминают римские источники в начале III века нашей эры. Он сложился на основе части свевов, ютунгов, семнонов и гермундуров. С III века алеманны начали совершать регулярные набеги на римские провинции, в том числе вторгались в Италию, однако впоследствии заключили с Римом союз.

Политическая консолидация алеманнов началась лишь в V веке, однако уже на рубеже V–VI веков они были разбиты франкским королем Хлодвигом I и подчинены его государству. Впоследствии алеманнам удалось сформировать собственное герцогство в исторической области Швабия, которое играло заметную роль в Священной Римской империи. Начиная еще с V века, у алеманнов получила распространение традиция хоронить умерших с большим количеством погребальных даров, показывая богатство и статус семьи. Инвентарь мог включать элементы конской упряжи, оружие, драгоценности и импортные товары.

Немецкие археологи проводили раскопки в регионе Нердлингенский Рис, расположенном в Юго-Западной Германии, где обнаружили два алеманнских погребения. Работы проводились на территории муниципалитета Дайнинген в рамках подготовки участка к застройке. Исследователи раскопали редкие предметы роскоши в могилах раннего Средневековья, которые ранее не встречались к северу от Альп.

В одной могиле находились останки мужчины, умершего в возрасте 40–50 лет, который, по всей видимости, относился к видным представителям своего общества. В погребении находились предметы вооружения — длинный меч, копье, щит, боевой топор, а также бронзовые кимвалы. Шпоры, остатки уздечки и останки лошади указывают на то, что мужчина был всадником. Кроме того, в могиле обнаружили остатки сумки, где находились ножницы и гребень из слоновой кости — предметы для ухода за волосами и бородой.

Археологи отметили, что гребни такого высокого качества, как и иные резные предметы из слоновой кости, для VI века чрезвычайно редки. На артефакте была изображена сцена охоты, в которой газели, по всей видимости, убегают от хищников. Исследователи подчеркнули, что сопоставимых предметов этого периода им неизвестно, что делает находку ценной не только для археологов, но и для историков искусства. Археологи уточнили, что прошлые редкие находки резных гребней, относящихся к раннему Средневековью, были декорированы христианскими мотивами.

В другой могиле находились останки женщины, умершей в возрасте 30–40 лет, которую похоронили вместе с украшениями, едой (например, яйцами), а также ткацким мечом. Кроме того, археологи обнаружили необычное высококачественное керамическое блюдо, относящееся к так называемой африканской красной посуде, которую изготавливали на территории современного Туниса. В центре блюда был изображен крест, а по краям были вырезаны некие символы, природа которых ученым остается не понятной. Подобные предметы к северу от Альп ранее не находили.

Ранее на N + 1 рассказывали о других успехах немецких археологов. Так, ученые обнаружили в Аугсбурге более 15 килограмм древнеримских серебряных монет I–II веков нашей эры. Кроме того, близ Лютерштадта-Айслебена исследователи раскопали средневековую церковь святой принцессы Радегунды.

51-летний норвежец обнаружил 1500-летний клад золотых украшений