Астрономы ограничили время жизни первого «внутривенерианского» астероида

Астрономы представили результаты исследований недавно открытого астероида Айлохчахним, орбита которого целиком лежит внутри орбиты Венеры. Оказалось, что тело имеет диаметр 1,7 километра, оно может быть отнесено к силикатным астероидам и через 1-2 миллиона лет способно столкнуться с внутренними планетами или даже покинуть Солнечную систему. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Практически все известные сегодня астероиды расположены на орбитах, выходящих за пределы орбиты Земли, и лишь менее одного процента астероидов обладает орбитами, которые полностью расположены внутри орбиты Земли. Подобные тела, как считают ученые, мигрировали из Главного пояса из-за гравитационного взаимодействия с планетами. Среди них выделяют семейство Атира, члены которого сближаются с Землей, а также предсказанное динамическими моделями семейство Ватира, орбиты астероидов которого находятся полностью внутри орбиты Венеры. Подобные тела до сих пор не наблюдались, за исключением 2020 AV2, так как наблюдения за этими редкими телами сложны из-за близости к Солнцу и ограничены сумерками.

Астероид 2020 AV2 был открыт в начале 2020 года наземной системой ZTF (Zwicky Transient Facility), тогда ученые смогли примерно оценить его орбиту, расположенную внутри орбиты Венеры, однако данных не хватало для более подробного описания тела. В июле этого года тело получило официальное обозначение (594913) ’Ayló’chaxnim (Айлохчахним), что в переводе с индейского языка Луисеньо означает «девушка-Венера».

Группа астрономов во главе с Брайсом Болином (Bryce T. Bolin) из Калифорнийского технологического института опубликовала результаты анализа данных наблюдений за (594913) Айлохчахним, полученных при помощи наземных телескопов ZTF, SOAR, Магеллановых телескопов и обсерватории Кека.

Астероид обладает красноватой поверхностью, и, по мнению ученых, может быть классифицирован как тело S-типа, что согласуется с идеей происхождения из внутренней части Главного пояса. Диаметр астероида, оцененный по альбедо и абсолютной звездной величине, составляет 1,7 ± 0,6 километра, афелий его орбиты находится в 0,65 астрономической единицы от Солнца, а перигелий — в 0,45 астрономической единицы от Солнца.

Объект находится в орбитальном резонансе 3:2 с Венерой последние 60 тысяч лет и будет оставаться в нем еще 10 тысяч лет, а затем покинет его и может снова оказаться в резонансе в течение 100 тысяч лет. Ожидается, что внутри орбиты Венеры астероид пробудет еще 1–2 миллиона лет, после чего его орбита может измениться из-за гравитационного взаимодействия с Меркурием, Венерой или Землей — тело может столкнуться с планетами или Солнцем или даже быть выброшено за пределы Солнечной системы. Таким образом, (594913) Айлохчахним стал первым представителем семейства Ватира, которое астрономы предлагают переименовать в Айлохчахним.

Проверьте, хорошо ли вы знаете население малых тел Солнечной системы, пройдя тесты «День астероида» и «Занептуныши».

Столкновение Марса с кометоподобным телом помогло объяснить свойства его спутников