Астрономы обнаружили первый в истории астероид, орбита которого целиком находится внутри орбиты Венеры. Ученым ранее были известны малые планеты, которые подходят к Солнцу ближе Венеры и даже Меркурия, но во всех случаях самая дальняя точка орбиты — афелий — находился за орбитой Венеры. Первое исключение из этого правила — астероид, получивший обозначение 2020 AV2 — был обнаружен участниками проекта ZTF (Zwicky Transient Facility) американской Паломарской обсерватории. Информация о малой планете опубликована на сайте Центра малых планет Международного астрономического союза.
В настоящее время ученым известно около 800 тысяч астероидов, но только 21 из них имеют орбиту с афелием, который находится в пределах орбиты Земли. Эти тела составляют так называемую группу Атиры или «внутриземных» астероидов (Inner-Earth Objects, IEOs), названную по самому большому члену из группы, астероиду 163693 Атира. У большинства из них расстояния афелия составляют около 0,9 астрономической единицы. Лишь в прошлом году был открыт объект 2019 AQ3 с рекордно малым расстоянием афелия — 0,77 астрономической единицы.
Новый представитель группы Атиры был обнаружен в созвездии Водолея астрономами ZTF 4 января с помощью небольшого телескопа с диаметром зеркала 1,2 метра. Первоначально ему был присвоен индекс ZTF09k5, после того, как открытие было подтверждено другими обсерваториям, он получил обозначение 2020 AV2.
Хотя наблюдения нового объекта продолжаются и параметры его орбиты будут уточняться, уже понятно, что его афелий находится рекордно близко к Солнцу — на расстоянии 0,65 астрономической единицы (афелий и перигелий Венеры находятся на дистанциях 0,73 и 0,72 астрономической единицы). Перигелий, ближайшая к Солнцу точка орбиты астероида, находится на дистанции 0,46 астрономической единицы, то есть он «касается» орбиты Меркурия, чей афелий — 0,47.
«Слабая "заселенность" внутренних районов Солнечной системы объясняется отчасти сложными условиями для наблюдений. Как и внутренние планеты — Венера и Меркурий — с точки зрения земного наблюдателя они держатся на небе очень близко к Солнцу и видны только в очень короткий промежуток времени сразу после заката или незадолго до восхода невысоко над горизонтом», — пояснил N + 1 астроном Денис Денисенко.
«Возможно, внутри орбиты Венеры есть сотни и тысячи еще неизвестных нам астероидов, но этот (2020 AV2), вероятно, один из самых больших — его размер примерно два километра. Он примечателен еще и тем, что находится в орбитальном резонансе 3 к 2 с Венерой, то есть он делает три оборота вокруг Солнца за время, за которое Венера делает два оборота», — добавил ученый.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в малых телах Солнечной системы, пройдите наши тесты «День астероида».
Сергей Кузнецов
Звезда может быть одиночной или двойной
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие отдельной звезды в очень далекой галактике, изображение которой увеличено из-за гравитационного линзирования скоплением галактик. Предполагается, что это горячий сверхгигант, у которого может быть компаньон. Препринт доступен на сайте arXiv.org. Одна из основных научных задач «Джеймса Уэбба» заключается в поиске самых первых звезд и галактик, возникших во Вселенной в начале эпохи Реионизации. Прямые наблюдения за отдельными звездами на больших внегалактических или космологических расстояниях невозможны. Однако здесь на помощь ученым приходит эффект гравитационного линзирования, когда изображения некоторых звезд (например, «Икара») в далеких галактиках, свет от которой линзируется галактикой или скоплением галактик, увеличиваются и усиливаются по яркости достаточно для того, чтобы их рассмотреть. Группа астрономов во главе с Лукасом Фуртаком (Lukas J. Furtak) из Университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве опубликовала результаты наблюдений за кандидатом в звезду MACS0647-star-1 в галактике с фотометрическим красным смещением 4,8 при помощи камеры NIRCam и спектрометра NIRSpec «Джеймса Уэбба». Кандидат находится в галактике, гравитационно линзированное изображение которой создается скоплением галактик MACS J0647+7015 с красным смещением 0,591. Спектроскопическое красное смещение объекта составляет 4,758, идея о том, что он может быть прародителем шарового скопления, не подтвердилась. Модели, подходящие под данные наблюдений, представляют собой сверхгигант B-типа с эффективной поверхностной температурой 15 тысяч кельвин, который либо находится в запыленной области, либо обладает звездой-компаньоном F-типа с эффективной температурой 6250 кельвин. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» рассмотрел кандидата в рекордно далекую звезду.