«Джеймс Уэбб» получил свое самое обширное глубокое изображение участка неба

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» в рамках обзора неба CEERS получил свое рекордно широкоугольное глубокое изображение участка неба в созвездии Большой Медведицы. Оно содержит огромное количество галактик, существовавших в разные этапы жизни Вселенной, в том числе одного из кандидатов в рекордно далекую галактику, свет от которого шел до Земли больше 13,5 миллиардов лет, сообщается на сайте обзора, где можно скачать полномасштабные версии изображения.

CEERS (Cosmic Evolution Early Release Science Survey) стал одним из первых глубоких обзоров неба, проводимых «Джеймсом Уэббом». На него отведено более 60 часов наблюдательного времени, наблюдения ведутся в ближнем и среднем инфракрасном диапазонах при помощи инструментов MIRI, NIRSpec и NIRCam и покрывают участок неба в созвездии Большой Медведицы площадью 100 квадратных минут дуги.

Ожидается, что благодаря обзору ученые откроют около 20-80 галактик при красных смещениях z~9-13, а также более далекие галактики при больших значениях красного смещения, и получат спектры более 400 галактик при z больше 3. Это позволит существенно расширить наши представления о происхождении и эволюции галактик во Вселенной, включая процессы роста сверхмассивных черных дыр и динамики темпа звездообразования при z~1-3.

Новое опубликованное цветное мозаичное изображение создано из 690 кадров, полученных камерой NIRCam в рамках фазы обзора CEERS Epoch 1, и охватывает область неба примерно в восемь раз больше, чем снимок первого глубокого поля «Джеймса Уэбба», являясь рекордно широким снимком неба для обсерватории. Наблюдения в общей сложности заняли сутки. На нем видно огромное количество галактик самых разных форм и размеров, существовавших вплоть до времен, когда формировались первые звезды и галактики — около 200-300 миллионов лет после Большого Взрыва.

Ученые выделяют на изображении ряд найденных интересных объектов, таких как спиральные галактики с обилием звездных скоплений и областей звездообразования, взаимодействующие и сливающиеся галактики и случаи случайного выравнивания галактик в линии.

Кроме того, на снимке есть один из нескольких кандидатов в рекордно далекую галактику, найденных обсерваторией. Система получила прозвище «Галактика Мэйси», ее фотометрическое красное смещение составляет z=14,3, что соответствует отметке возраста Вселенной на момент ее существования в 286 миллионов лет. Ожидается, что открытие будет подтверждено в ходе дальнейших наблюдений «Джеймса Уэбба».

Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» рассмотрел кандидата в рекордно далекую звезду, отыскал кандидатов в холодный коричневый карлик и увидел полярные сияния на Юпитере.

Обсерватория LIGO увидела слияние нейтронной звезды и рекордно легкой черной дыры