Биоархеологи обнаружили различия в рационе мужчин и женщин из римского некрополя

Биоархеологи из Испании и ЮАР провели исследование костей людей и животных, раскопанных в римском некрополе II–III веков нашей эры в Барселоне. Оказалось, что чаще всего в качестве подношений использовалось мясо свиней, крупного и мелкого рогатого скота, то есть видов, которые регулярно шли в пищу в обычной жизни. При этом исследователи отметили, что большую часть людей похоронили вовсе без жертвоприношений. Кроме того, анализ стабильных изотопов указал на различия в питании между женщинами и мужчинами. Рацион последних, по всей видимости, включал больше мяса. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Во времена Римской империи сформировался погребальный обряд, сложность и помпезность которого зависели от общественного статуса и уровня дохода умершего. Так, бедняки порой отправлялись в загробный мир без каких-либо церемоний, ночью, сразу после кончины. Такие люди не могли себе позволить даже отдельной могилы, поэтому труп сжигали на общем костре или бросали в яму. Более того, в некоторых случаях бедняки вообще оставались без погребения, что считалось самым тяжелым наказанием для человека.

Обычно же покойника омывали водой, после чего он на несколько дней оставался в доме (по этой причине труп приходилось или бальзамировать, или натирать веществами, замедляющими разложение). Умершего одевали в соответствии с его званием, возлагали на него гирлянды и венки. В Риме существовало два способа погребения: кремация и ингумация, причем в конце эпохи республики и в первый век империи господствовала практика трупосожжения. А со II века нашей эры распространилась практика трупоположения. Среди прочего, похороны включали поминки, обязательным кушаньем на которых, согласно письменным источникам, было silicernium (колбаса). Кроме того, могила освящалась закланием жертвенной свиньи. Затем на девятый день после похорон на могиле вновь приносили жертву. Разного рода возлияния и подношения предусматривались и после этого срока.

Доминго Саласар-Гарсиа (Domingo Salazar-Garcia) из Университета Валенсии совместно с испанскими коллегами исследовал антропологические и палеозоологические материалы, обнаруженные во время раскопок некрополя Вила-де-Мадрид. Этот погребальный комплекс, захоронения в котором датируются первой половиной II — серединой III века нашей эры, находится в Барселоне. С помощью анализа стабильных изотопов углерода и азота ученые решили выяснить, использовали ли римляне в рамках погребального обряда особую пищу, которая не входила в повседневный рацион.

В общей сложности для исследования ученые отобрали 342 кости животных, которые они интерпретировали как остатки мясной пищи. Палеозоологическое исследование показало, что 97,8 процента костей принадлежало домашним животным: крупному рогатому скоту (41,8 процента), свиньям (26,7 процента), мелкому рогатому скоту (17,6 процента) и курам (9,9 процента). По минимальному количеству особей в выборке преобладали свиньи (n = 11). Для анализа стабильных изотопов были взяты 50 образцов, которые включали кости овцы (n = 4), козы (n = 1), свиньи (n = 6), крупного рогатого скота (n = 7), лошади (n = 8), собаки (n = 15), лисицы (n = 1), кролика (n = 2), зайца (n = 1), курицы (n = 4) и земноводного (n = 1). Кроме того, для исследования они взяли останки 41 человека обоих полов и разных возрастных групп (от младенцев до взрослых людей старше 30 лет).

Биоархеологи отметили, что в целом в некрополе Вила-де-Мадрид было найдено очень мало мясных подношений. Так, они содержались лишь в 16 могилах из 59. По всей видимости, это свидетельствует о том, что далеко не все семьи совершали предусмотренный ритуал. Чаще всего для этих целей выбиралась свинина и говядина, реже мясо овец, коз и кур. Останков диких животных в выборке практически не было (меньше трех процентов). Исследование также показало, что римляне отдавали предпочтение богатым на мясо частям туш животных. Кроме того, судя по находкам, для жертвоприношений выбирались преимущественно более старые животные, потеря которых меньше всего сказалась бы на экономике домохозяйства.

Анализ стабильных изотопов показал, что рацион людей, похороненных в некрополе, основывался в первую очередь на наземных источниках. Вероятно, базовым продуктом питания выступали растения с C3-фотосинтезом. Ученые отметили, что на регулярной основе умершие также употребляли в пищу мясо травоядных животных и свинину. Однако нет свидетельств того, что регулярно пищей становились другие всеядные домашние животные (куры, собаки), дикие плотоядные животные или рыба.

Ученые отметили, что основные виды животных, которые обычно шли в пищу, использовались и в качестве подношений. Исключением оказались куры, мясом которых местные жители постоянно не питались. Возможно, это связано с символическим значением, которым наделялись эти птицы. Биоархеологи также указали на присутствие в качестве подношений останков диких животных, хоть и в небольшом количестве. Это может объясняться или символизмом подобных жертвоприношений, или же желанием избежать забоя домашних животных.

В результате проведенной работы биоархеологи обнаружили различия в питании между мужчинами и женщинами. Анализ стабильных изотопов азота указал на то, что в рационе первых было больше белка, полученного, видимо, из мясной пищи. Это также могло бы объясняться употреблением пресноводной рыбы. Однако остатков последней обнаружено не было, поэтому такую гипотезу подтвердить нельзя. Кроме того, исследователи выделили индивида, чьи останки нашли в погребении-38. В отличие от остальных людей его рацион, видимо, включал растения с С4-фотосинтезом и белок из водных источников. На момент смерти ему было больше 45 лет, а в его могиле находились одни из немногих останков домашней птицы.

Ранее на N + 1 рассказывали о рационе индивидов, чьи останки нашли в Шотландии в уборной при римских термах. Оказалось, что умершие в VI–VII веках люди питались в основном наземной пищей и почти не употребляли морскую рыбу.

В амфорах с затонувшего античного корабля нашли остатки гарума из анчоусов